?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прочла нашумевшую книгу Рута Ванагайте «Свои». За эту книгу ее очень осуждают свои и хвалят у нас.


Автор родилась в 1955 году. По профессии – театральный критик. Невероятно страдала при советской власти: окончила ГИТИС, возглавляла разделы кино и театра в различных СМИ, потом жила в Финляндии, в 1989 году вернулась в Литву и стала художественным руководителем Национального молодежного театра. В новой Литве была советником президента, возглавляла информационное агентство и т.п.

Где-то в начале 2000 годов она осваивала европейский грант по информированию литовцев о Холокосте. Вот ведь чем занимаются люди! Нужно было уговорить человек 40 принять участие в мероприятии. Далее их бесплатно кормили еврейскими блюдами, разучивали с ними еврейские песенки и танцы, водили их в бывшее еврейское гетто и синагогу в Каунасе, где им читали лекции о том, кто такие евреи, а потом уже в автобусах везли к месту расстрелов евреев.

Вот кусочек лекции, которую читали экскурсантам в синагоге:
"Многие люди думают, что евреи, называя себя избранным народом, словно бы важничают. Слово “избранный” на иврите означает “избранный сделать больше”. Это не привилегия, а долг, обязанность. Своим детям мы передаем ценности через предназначенные для этого истории. Одна история такая: когда Бог выбирал, какой народ станет его избранным народом, евреям не первым было предложено принять Тору. Люди спрашивали: а что нам будет с того, что мы примем Тору, поскольку Тора – это сборник обязанностей. Увидев, как много обязанностей записано в Торе, все отказывались. А евреи Тору приняли – поняли ее смысл. Так что евреи избраны выполнять обязанность – совершенствовать мир". Что меня привлекает в некоторых людях - так это их необъятная скромность!

Всего в Литве расстреляли 96% живущих там до 22 июня 1941 года евреев – а всего их там было 265 тысяч, что составляло 10% населения Литвы. Надо сказать, что число евреев увеличилось с 7% до 10% из-за того, что русские изверги присоединили к Литве Вильнюс (Вильно), бывший ранее польским городом.

Людям экскурсия по местам жизни и смерти литовских евреев нравилась, а Рута задумалась о том, кто же убивал евреев Литвы. Официально об этом говорилось как-то глухо: вроде бы, убивали немцы, но было еще несколько негодяев-литовцев, помогавшим палачам.
В семье самой Руты гордились дедом и еще одним родственником, эмигрировавшем в США. Дед героически спилил дерево на пути драпающей от немцев Красной Армии, сорвал в школе со стены портрет Сталина, а эмигрант и вовсе был героем, полковником армии независимой Литвы, потом, при немцах, начальником полиции в Паневежисе, и его в 70-х разыскивал КГБ. Поэтому дядя писал родным письма и присылал посылки с настоящими американскими джинсами под чужим именем.

Только после 1991 года Рута узнала, что ее дядя входил в составленный евреями список 5 тысяч литовских палачей. Что касается ее деда, умершего в ГУЛАГе, то он евреев не расстреливал, но составлял списки евреев-соседей и получил за эту полезную деятельность 2-х советских военнопленных-рабов, которые работали на его участке.

В общем, Рута Ванагайте вознамерилась узнать, только ли ее родные были гонителями евреев, или таких было много. По ее подсчетам в уничтожении литовских евреев участвовало примерно 15 тысяч человек.

Ванагайте собирала свидетельства тех, кто помнил геноцид – эти люди сейчас старики, но в то время были детьми и кое-что запомнили. Также она нашла в архивах дневники палачей, показания осужденных и пр.

Все это и составляет большую часть книги.

Я не буду пересказывать, как евреев собирали, увозили, расстреливали – таких материалов более, чем достаточно.

Мне бы хотелось остановиться на тех моментах книги, которые меня удивили. Например, я не знала, что литовские палачи не только уничтожали евреев внутри своей страны, но их еще вывозили на гастроли в другие страны, например, в Белоруссию. Так что на самом деле литовцы уничтожили более 260 тысяч евреев.

Почему же литовцы так лютовали?
Они считали, что у них есть для этого веские причины. Евреи жили в Литве с 8 века; Великий князь Витовт (1341 год) дал определенные привилегии евреям, живущим в крупных городах (собственные суды, еще что-то).
А вот во время Независимой Литовской республики (1918-1940) евреи были понижены в правах: они не имели права занимать государственные должности. А СССР этот запрет снял – евреи появились во власти. То есть, это из-за евреев Литва потеряла независимость. А вот то, что Гитлер тоже не дал Литве независимости, литовцев почему-то не волновало.

Евреям ставили в вину, что это они отправляли литовцев в Сибирь, что они были коммунистами, что сами они репрессиям не подвергались.

На самом деле в литовской компартии в 1940-1941 году евреев было 16%, как и русских. Около 83 процентов национализированных советской властью предприятий принадлежало евреям. Среди высланных в Сибирь евреи составляли 20%. В карательных органах евреи составляли 16, 6 %.

Тем не менее, в общественном мнении устоялось, что все евреи – коммунисты и пособники СССР.

Вот за это их и убивали. Ну и еще за их имущество. Дома и квартиры евреев заняли литовцы; раздавали их одежду, продавали по дешевой цене драгоценности и даже вырванные золотые коронки.

Среди свидетельств, собранных Ванагайте, мне запомнился рассказ одного ксендза. Он посещал в тюрьме еврейскую девушку. Она не могла понять, почему ее посадили. Говорила, что всегда хорошо работала, что любит животных, природу, детей и пр. Она надеялась, что пробудет за решеткой 5 лет, а потом ее выпустят. Священник уговорил ее стать христианкой, провел катехизацию. Наконец, настал торжественный день: девушку окрестили. А потом сразу расстреляли. Священник был очень горд, что спас ее душу для вечной жизни.

Во второй части книги появляется «враг». Это израильтянин американского происхождения Эфраим Зурофф. Родился в 1948 году. Его предки жили в Литве, а кое-кто там и остался. Так его дед и семья дяди были уничтожены во время войны.
Зурофф известен активной деятельностью по розыску нацистских преступников. Выступает с критикой стран Балтии, считая, что в них имеет место отказ от привлечения к суду ряда нацистов с целью подрыва исторических оценок об уникальности Холокоста и пропаганды равнозначности нацистских и коммунистических преступлений.

Вместе с Рутой они ездили по местам, где расстреливали евреев. Для меня самым любопытным стала их постоянная перепалка по поводу деталей этих расправ. Зурофф, по мнению Руты, сильно преувеличивал зверства палачей. Например, он утверждал, что где-то их не только расстреляли, но еще и пытали, наливая с помощью шланга в рот воду. Рута доказывала, что такого быть не могло, он стоял на своем.

Мне импонируют высказывания Зуроффа о том, что приравнивание гитлеризма и сталинизма к общему знаменателю сделано с целью обелить немецкий фашизм.

А Рута Ванагайте, анализируя судьбы литовских пособников Гитлера, отмечает, что ее удивляет тот факт, что все, что они рассказывают о своих действиях против Красной Армии считается правдой, а все, что они делали по уничтожению евреев, выбитым под пытками.

То есть, сегодня в Литве героями считаются те, кого судили при советской власти. Достают из архива их старые уголовные дела и исследуют.

По словам Ванагайте, все литовские историки исследуют те же дела, но читают их выборочно – выбирают то, что не подходит для создание образа героя, заявляют, что это было выбито путем пыток или является фальсификацией.


Вместе с тем, и Ванагайте, и Зурофф едины в том, что советская власть нарочно замалчивала уничтожение евреев, размещая жертв Холокоста среди других жертв мирного населения. Вот стоит памятник в Белоруссии на месте расстрела евреев, а на нем написано: «Здесь похоронены жертвы фашистов». Почему не написано, что жертвы именно Холокоста? Оба автора книги возмущены и пишут, что не поверили своим глазам, когда увидели это безобразие: будто на дворе и не 21 век!

Но, извините, разве среди убитого мирного населения СССР были одни евреи? Почему-то другие жертвы Ванагайте, и Зурофф в упор не хотят видеть и даже само упоминание о них считают недостойной манипуляцией общественным мнением.

Несмотря на попытку внести справедливость в восприятие прошлого, ни Ванагайте, и Зурофф не сказали ни одного доброго слова в адрес СССР и советской армии. Да, они установили, что евреев Литвы убивали литовцы под надзором немцев, а кто это прекратил? Разве не наступление советской армии? Но про это – ни гу-гу. Всякая толерантность, знаете ли, имеет границы.
«Преступления нацизма и коммунизма отличаются, как яблоки отличаются от апельсинов. Их нельзя уравнивать. Преступления коммунизма ужасны, от коммунистического режима пострадали миллионы жителей, они заслужили сочувствия и признания этих преступлений. Но это не означает, что против них осуществлялся холокост. По многим причинам холокост это нечто абсолютно другое. Говоря это, я не хочу уменьшить важность преступлений коммунистического режима или не уважать страдания жертв, и все стремления осудить преступления коммунистического режима заслуживают уважения. Правда, я лично этим не занимаюсь, это не вопрос моей компетенции. Однако я не понимаю, почему в Латвии нет своих симонов визенталей и эфрамов зуроффов, которые попытались бы найти виновных в преступлениях коммунизма и привлечь их к ответственности».

А давайте представим, что СССР бы сдался Гитлеру, как сдалась вся остальная Европа – где бы сегодня были евреи? Кстати, в Великобритании далеко не сразу победило мнение Черчилля, что нужно воевать с Гитлером. Они колебались, и у них была своя сильная нацистская партия. Да и США до Рузвельта придерживались точки зрения, что в европейскую войну всерьез вмешиваться не стоит. Завоевал бы Гитлер СССР, живенько в демократических странах демократически победили бы те, кто нужно.

Западные европейцы не убивали своих евреев сами – они их для этого увозили в Восточную Европу – в Польшу, Литву. И ведь убили 6 млн.

А вот евреи, оставшиеся в СССР на неоккупированных территориях, уцелели.
Но ведь это пустячок, да?

Почему все же евреев активно уничтожали в Восточной Европе, в том числе, и на занятых территориях СССР? Я думаю, что евреи были пробным камнем – потом принялись бы за всех остальных. Нужно было технологии освоить и внедрить мысль, что здесь можно делать все что угодно.

И русские, советские, люди это прекрасно понимали. Они не поддались на заявления фашистов, что те пришли освободить народы России от еврейско-большевистского гнета. А ведь как просто было: убей всех своих евреев – они же коммунисты, и ты уже гражданин великого Рейха. Литовцы, поляки и прочие прибалты вот и секунды не думали.
Пока роль СССР в спасении евреев от Холокоста не будет признана, никакого восстановления справедливости не будет.

Поэтому, хотя книга «Свои» и довольно смелая для нынешнего времени, но все же она половинчатая.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 41 комментарий — Порадовать комментарием )
uborshizzza
2 июн, 2018 12:29 (UTC)
В книге она то же самое пишет.
(без темы) - (Анонимно) - 6 июн, 2018 21:48 (UTC) - Развернуть
lettoniec
2 июн, 2018 12:17 (UTC)
"Литовцы, поляки и прочие прибалты вот и секунды не думали" - Зачем же так категорично? Были у нас и Жанисы Липки, а не только арайсы с цукурсами.
uborshizzza
2 июн, 2018 12:28 (UTC)
А евреи ваши где? И коммунисты?
(без темы) - lettoniec - 2 июн, 2018 12:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - livilla_ass - 2 июн, 2018 13:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - igor_sabadah - 2 июн, 2018 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - livilla_ass - 2 июн, 2018 13:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - igor_sabadah - 2 июн, 2018 14:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 2 июн, 2018 16:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 2 июн, 2018 16:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 2 июн, 2018 19:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 2 июн, 2018 19:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 2 июн, 2018 19:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 2 июн, 2018 19:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lettoniec - 2 июн, 2018 19:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 6 июн, 2018 21:52 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
2 июн, 2018 13:09 (UTC)
да, благославенная Прибалтика, которую всегда так любила, которой всегда так сочувствовала публика с правильными генами
да так, что когда половину граждан лишили прав в 90х - ни один патентованный демократ не почесался
как и сейчас: что-то не слышно ни слова в защиту права обучать детей на родном языке
ни писем, ни воззваний
proseka199
8 июн, 2018 10:28 (UTC)
Не то что не почесался - ПРИВЕТСТВОВАЛИ это.
Не то что не почесался - ПРИВЕТСТВОВАЛИ это.
livilla_ass
2 июн, 2018 13:13 (UTC)
Удивительно то, что убийсва животных, и тогда и сейчас, вызывала больше эмоций, чем убийства евреев у литовцев.
Ее слушаешь, и в какую-то параллельную вселенную попадаешь.
(Анонимно)
6 июн, 2018 21:49 (UTC)
Она сама живет в параллельной вселенной, в которой немцы не имеют никакого отношения к Холокосту.
omonkrivomazov
2 июн, 2018 15:49 (UTC)

Снова пост о том что хуже-апельсин или яблоко.Ну были они все палачами ,успокойтесь.
Русские брали охватом и масштабом,немцы были технически подкованнее.Убивали обе стороны

(Анонимно)
2 июн, 2018 16:45 (UTC)
ну да, ну да
это русские убили во второй мировой 23 миллиона гражданского населения Германии
и на закуску сброли бомбу на Хиросиму и Нагасаки
(без темы) - (Анонимно) - 2 июн, 2018 16:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - since1975 - 2 июн, 2018 18:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 2 июн, 2018 19:03 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
2 июн, 2018 16:39 (UTC)
да, благославенная Прибалтика, которую всегда так любила, которой всегда так сочувствовала публика с правильными генами
да так, что когда половину граждан лишили прав в 90х - ни один патентованный демократ не почесался
как и сейчас: что-то не слышно ни слова в защиту права обучать детей на родном языке
ни писем, ни воззваний
(без темы) - (Анонимно) - 2 июн, 2018 20:00 (UTC) - Развернуть
namkrish
2 июн, 2018 18:37 (UTC)
Антисемит и в Африке антисемит .Везде одинаково .

Союз мировой браццких народофф не исключение. Ну тут прям дружба аж слезы из глаз. Сначала И.В начал волну гнать , не успев доделать , помре. Потом в Израиль массовый исход через Вену как транзитный пункт. Оставшиеся ,фамилии меняли (у жен брали ) . Сколько их таких ?. Да , полно. Кто остался , тот схоронился .. и не поймёшь завуалированные хе хе. Так что не катит на спасителей . Пережили обоих усачей.
uborshizzza
2 июн, 2018 19:02 (UTC)
Кто бы сомневался, что у вас нет ни капли совести. Пережили они, спрятались, фамилии поменяли, уехали.

Много бы вы все это проделали, если бы Гитлер победил. Идиоты патентованные.
(без темы) - namkrish - 2 июн, 2018 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 2 июн, 2018 19:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 2 июн, 2018 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - namkrish - 2 июн, 2018 19:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 2 июн, 2018 19:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 6 июн, 2018 21:53 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
6 июн, 2018 21:55 (UTC)
А есть хоть один документ о том, как советское правительство хотя бы пыталось спасти евреев от уничтожения во время войны?
uborshizzza
7 июн, 2018 05:34 (UTC)
Их эвакуировали в первую очередь.
( 41 комментарий — Порадовать комментарием )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow