uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Россия и СССР часть 9. Потерянная справедливость

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


В этой части проекта я хочу поговорить об изменении отношения к некоторым абстрактным понятиям или принципам, положенным в самую основу советского строя, потому что не только материальным жив человек.

Одним из таких принципов была справедливость. Само по себе это понятие достаточно сложное и связано с целым комплексом морально-этических принципов. Но в самом общем смысле это - соответствие между поступком и воздаянием. Скажем, сделал добро – получи добро, сотворил зло – получи зло. Или – вознаграждение за большую работу должно быть больше, чем за малую. Вознаграждение за сложную работу должно быть больше, чем за простую. В теории все просто, а на практике – совсем не однозначно. Очень часто то, что добро для одного – зло для другого. Например, голодный крадет еду, чтобы спасти своих детей. Спасение детей – добро, кража – зло. Как определить меру вины? Для этого было создано огромное судопроизводство, но со справедливостью там очень проблематично.

Да и в определении личного вклада редко довольствуются только одним критерием. Например, нищий отдает в жертву Богу последний пятак, а богатый – один из несколько тысяч золотых слитков. Кто отдал больше? Кому Господь больше воздаст? Вряд ли здесь работает критерий только денежной величины жертвы, есть еще и ценностная составляющая. Аналогично не кажется, что справедливо даже одинаковый труд оценивать исходя только из производительности труда: ведь работники имеют разные другие характеристики: одному это - легко, а другому – трудно, у одного нет семьи, а у другого - большая семья. Очень редкий работодатель не примет во внимание побочных факторов.

Отчего это происходит? Возможно оттого, что все мы родом еще из первобытного общества, а в нем справедливость понималась только как равное распределение благ между всеми членами племени. Не так уж и глупо, учитывая, что главной проблемой человечества на протяжении всей своей истории, за исключением последних нескольких тысяч лет, было выживание нашего биологического вида. Плох ли, хорош ли, старался или нет, больше принес, меньше принес – если не дать хоть немного – все одно помрет. Некогда считаться было.

На уровне личности справедливость воспринимается, как наличие какого-то мирового закона, который лежит в основе вещей. Человек не может не верить, что за добро он получит добро и с учетом его потребностей. Может быть, это и есть вера в Бога на самом детском уровне. В целом каждый человек хочет быть, как минимум, не хуже других.

Помимо личностного уровня, есть еще социальный уровень. Каждая социальная группа считает в отношении себя справедливым то-то и то-то и стремится добиваться этого. В целом каждая группа хочет иметь благ не меньше других. Но если в области своей личной судьбы человек может рассчитывать только на Бога и Мировую Справедливость, то в социальной сфере он может добиваться таких законов, таких прав, которые обеспечивали бы справедливость по отношению к нему, как к члену какой-то группы.

Есть такое специальное чувство – ощущение попранной справедливости. Это состояние, когда ощущается абсолютная неустойчивость мира, его зыбкость. Это - когда реально чувствуешь, что сходишь с ума: небо не небо, верх не верх, них не низ. Долго это выдержать нельзя: надо сделать все, чтобы восстановить справедливость любыми путями.

Советское общество было обществом людей, довольно-таки озабоченных соблюдением социальной справедливости. Люди постоянно высчитывали, чего им не додали, кому дали больше, все ли учли при распределении. А ведь распределять старались поровну, более-менее. Но и это не нравилось: «Я работаю больше» - «А я больше стараюсь, но у меня нет твоих способностей, а будь у меня твои способности, при моем старании я бы делал больше.» - «А я не виноват, что у тебя нет моих способностей. А что я буду стараться, если мы поровну получаем?» Или: « Я много лет учился, а получаю столько же, сколько этот рабочий» - «А я работаю в тяжелых условиях, а получаю столько же, сколько тот, кто за столом сидит». Или: « Моя работа руководителя больше нужна, чем работа уборщика» - «А вы побарахтайтесь в грязи, белоручки». Или: «Да, я меньше работаю. Но я ращу детей, а мои дети будут потом кормить тех, у кого сегодня нет детей или меньше детей, чем у меня» - «Неизвестно еще, что вырастет из твоих детей, и доживу ли я до пенсии, а сегодня я реально кормлю тебя и твоих детей». И так – до бесконечности. И все подозревали, что самое высшее начальство ведет какой-то сказочный образ жизни, и возмущались. Например, долго мусолили историю с маршалом Ахромеевым, который служебный холодильник выкупил и увез себе на дачу. СССР был разрушен именно под лозунгами нарушения социальной справедливости.

Пришли новые времена. И забыли про слово «справедливость». Не слышу я его более. Как же так получилось? Неужели этот фундаментальный принцип перестал действовать? Нет, просто он перешел из сферы, регулируемую обществом в сферу, регулируемую божественным промыслом. Как я уже писала, человек не может признать, что справедливость отсутствует, но он может признать, что принцип ее действия ему не понятен. Теперь нет понятия «социальная справедливость», осталась только какая-то абстрактная справедливость, которую неизвестно с кого спрашивать. Никто теперь не знает, за какую работу надо платить меньше, а за какую больше. Какое занятие почетно, а какое – постыдно. Ввиду утраты критериев моральной оценки требование справедливости невозможно. Как это было сделано? Да очень просто. Когда на то, что осуждали, сказали, что это хорошо, а над тем, что хвалили, стали смеяться, у людей произошли какие-то необратимые изменения в мозгах. Например, знали, что гомосексуализм – это плохо, во всяком случае, нездорово. Вдруг оказалось, что это – норма поведения, причем прогрессивная, что этого не надо стыдиться, а надо наоборот, гордиться, и даже на парад ходить. Девственность – было хорошо, стало – смешно и стыдно. Тот, кто купил что-то дешево, а продал дорого – раньше осуждался и назывался спекулянтом, а теперь он - бизнесмен. Ученый – было почетно, а стало хуже, чем при советской власти гомосексуалист. И так – по всем параметрам. Как же теперь понять, справедлива ли оплата твоего труда, хорошо ли, что все богатство страны отдано немногим людям? Вот и примолкли люди со своей справедливостью, а мне это совсем не нравится. Не может быть общества, где учитывается только такие критерии, как: кто смел, тот и съел, прав не тот, кто прав, а у кого больше прав и т.п. Оно просто развалится – и все, а мы останемся под обломками.


автоном - http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=264
Tags: Идеологические размышлизмы
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments