?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Неаполитанский цикл Элены Ферранте довольно популярен у читателей. При этом личность писательницы – загадка, хотя она написала не только 4 книги Неаполитанского цикла, но и другие книги. Видимо, это кто-то вроде итальянского Бориса Акунина: довольно известный человек скрывается за псевдонимом.

Жанр книг – смешанный: это и роман воспитания, и дамский роман и некоторого рода панорама послевоенной Италии.

Читая эти книги, я поняла, как мало в 70-е и 80-е годы обращала на события в Италии, а ведь там проходила самая настоящая гражданская война.

Вообще, я отвыкла от европейских книг. Даже не могу вспомнить, когда я в последний раз читала что-то про современную европейскую жизнь. Сегодня все магазинные полки заполнили английские и американские книги.
Там описывается совсем другая жизнь. У героев современных англоязычных книг не бывает проблем, связанных с социальным неравенством или материальным положением – их гнетут другие сложности. А вот европейцы еще помнят, что это такое: не иметь работы, бояться остаться голодным, хотя уже еле-еле.

Неаполитанский цикл включает в себя романы: «Моя гениальная подруга», «Перемена имени», «Те, кто уходят, остаются», «История о пропавшем ребенке». В них описывается судьба 2-х девочек, родившихся в одном из бедных неаполитанских кварталов в 1944 году.
События начинаются, когда девочкам 6 лет, и они идут в школу, и заканчиваются в 2010 году, когда им по 66 лет.

Далее я собираюсь подробно остановиться на содержании романов, так что нервных людей прошу не ходить под кат, чтобы они потом не возмущались спойлерами.

В прологе к романам заложена основная замануха: одна из подруг, Лила, пропала, а вторая – Лену, популярная писательница, описывает историю их жизни.

Лила исчезла не случайно, а потому, что она так решила. Эти мысли появились у нее еще в 50 лет. Жизнь ей давно надоела, но она не хотела умереть так, чтобы доставить хлопоты своему единственному сыну Рино. Поэтому она, видимо, разработала план полного исчезновения, причем, вместе с ней исчезли не только ее вещи, но все фотографии и документы – будто ее и не было никогда.

Лила почти всегда добивалась того, что хотела, потому что она была необыкновенной женщиной. Лила – гениальная и харизматичная. В молодости она была еще и красавицей. Все, кто соприкасался с ней, сразу понимали ее неординарность, долго ее помнили. Мужчины влюблялись в нее на всю жизнь.

Она возбуждала к себе как сильную любовь, так и ненависть.

Лила умела постоять за себя и за своих друзей. В 13 лет она носила с собой сапожный нож и однажды приставила его к горлу местного мафиози Солары, который хотел затащить в свою машину подругу Лилы.

Лиле умела так увлечься каким-то делом, что быстро достигала в нем совершенства, а потом ее увлечение пропадало. Но если она за что бралась, то делала это на высшем уровне.

В детстве она легко выучилась латинскому, греческому и английскому языкам; в 12 лет придумала новые модели мужской обуви, которые потом долго хорошо продавались; в зрелости разобралась в компьютерных языках, создала собственную компьютерную фирму, стала хакером.
Как-то летом она за один месяц научилась плавать на мастерском уровне.

Лила много читала в детстве. Она пользовалась библиотекой. Когда там решили наградить лучших читателей, то на первых пяти позициях стояли люди с ее фамилией – она брала книги на имя всех членов своей семьи (а они в жизни ни одной книжки не прочли).
Если она вдруг писала несколько строчек, то их с радостью готовы были печатать ведущие газеты.
К ее речам прислушивались в любом собрании люди, стоящие гораздо выше нее в обществе.
Она была хорошей матерью, много занималась с ребенком.

В детстве Лила была маленькая, хрупкая, похожая на мальчика. У нее на пару лет позже, чем у подруг, начались менструации. Но к 16 годам она стала такой красавицей, что дом ее отца-сапожника осаждали женихи. Когда портниха, сшившая Лиле свадебное платье, выставила ее фотографию в этом платье в витрине, к ней в ателье стали заходить известные люди и просить дать адрес невесты, в том числе, это был режиссер Витторио де Сика, искавший актрису на главную роль. Но портниха адрес не дала, и звездой стала Софи Лорен.

Вместе с тем, беременность и роды очень тяжело давались Лиле. А секс Лиле не нравился даже с мужчиной, в которого она была влюблена.
В 45 лет ей удалили матку из-за фибромы. Она тяжело переносила климакс.
К 50-ти годам Лила выглядела на 60, быстро состарилась. Она стала худой, беспокойной старухой, которая слишком много говорила и размахивала руками.

Лила блестяще владела литературным итальянским языком, но большей частью изъяснялась на неаполитанском диалекте.
Обычно Лила говорила тихо и неэмоционально. При этом Лила могла так говорить с образованными людьми, что они принимали ее, как равную. Но она легко выходила из себя и начинала ругаться на диалекте.

А ведь Лила училась в школе всего 5 лет. Дальше нужно было платить деньги, а ее родители денег не дали. За Лилу вступился ее брат Рино (в честь которого она потом назвала сына), но отец уперся. Отцу были свойственны гневные вспышки, и он выбросил дочь в окно. Вероятно, они жили не выше второго этажа, потому что Лила только сломала руку.

Лиле хотелось разбогатеть. В 10 лет она думала, что писатели получают хорошие деньги, и написала рассказ «Голубая фея». Девочка показала рассказ учительнице, но та на него никак не отреагировала. После этого желание писать у Лилы пропало.
В 12 лет она придумала новую модель для ботинок. Отец не хотел на них даже смотреть, а брат взялся воплотить замысел сестры.
С этими ботинками связана значительная часть первой книги. Вот что значит Италия: наши писатели не додумались бы до изготовления новой модели ботинок, чтобы подчеркнуть гениальность героини.
А у Ферранте девочка и ее брат много-много раз шили и перешивали ботинки, пока не получили приемлемый результат. Но все равно эта обувь быстро промокала.
Они отдали ботинки в обувной магазин, но там их никто не купил. Нужен был свой магазин.
Здесь мне придется немного рассказать о квартале, где жили героини тетралогии.
Это квартал вблизи церкови Сан-Джованни а Карбонара (San Giovanni a Carbonara).

https://lh3.googleusercontent.com/-S1DXilAGRQ0/VxNa-QH8mDI/AAAAAAAAGIc/q4NbrdaM7gQgzouTHva-raT-EQNFnFSwgCCo/s760-Ic42/IMG_1824q.jpg

http://www.fotonapoli.com/strade/napoli/SS.Apostoli%20%20(Gradini)/002%20%20%20%20S.S.%20Apostoli%20%20(Gradini).%20Da%20Vico%20Campanile%20ai%20S.S.Apostoli%20per%20Via%20Carbonara.jpg

http://www.repstatic.it/content/localirep/img/rep-napoli/2015/08/26/224534890-900c8074-df4b-4120-a317-19c3b6956832.jpg
Судя по описаниям, хуже места просто не бывает. Там темно, грязно, жители бедные, невежественные, но зато очень агрессивные. Регулярно кого-то убивают.
В квартале живут: семья сапожника, семья швейцара в муниципалитете (это семья Лену); семья торговца фруктами, который торгует с тележки с помощью осла. Глава семьи умер, а его место занял сын Энцо; семья сумасшедшей вдовы Мелины, которая в периоды просветления работала уборщицей, а дочь Ада ей помогала. Сын этой женщины, Антонио, был рабочим. Также там жил плотник-коммунист. Его сын Паскуале тоже стал коммунистом и рабочим.

Одно время в квартале жил железнодорожный кондуктор Сарраторе. Он писал стихи, а потом стал журналистом. Сарраторе переехали из квартала, но их сын Нино и дочь Мариза там иногда появлялись.

продолжение следует
https://uborshizzza.livejournal.com/4839350.html

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 1 комментарий — Порадовать комментарием )
vasilsch
14 июл, 2018 13:56 (UTC)
Ледя на стиле!
Относимся с пониманием:
"святые 90-е" ленинградка... Ой, пардон - одеський кiнофiстиваль!

( 1 комментарий — Порадовать комментарием )

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow