uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Неаполитанский цикл Элены Ферранте ч.1


Неаполитанский цикл Элены Ферранте довольно популярен у читателей. При этом личность писательницы – загадка, хотя она написала не только 4 книги Неаполитанского цикла, но и другие книги. Видимо, это кто-то вроде итальянского Бориса Акунина: довольно известный человек скрывается за псевдонимом.

Жанр книг – смешанный: это и роман воспитания, и дамский роман и некоторого рода панорама послевоенной Италии.

Читая эти книги, я поняла, как мало в 70-е и 80-е годы обращала на события в Италии, а ведь там проходила самая настоящая гражданская война.

Вообще, я отвыкла от европейских книг. Даже не могу вспомнить, когда я в последний раз читала что-то про современную европейскую жизнь. Сегодня все магазинные полки заполнили английские и американские книги.
Там описывается совсем другая жизнь. У героев современных англоязычных книг не бывает проблем, связанных с социальным неравенством или материальным положением – их гнетут другие сложности. А вот европейцы еще помнят, что это такое: не иметь работы, бояться остаться голодным, хотя уже еле-еле.

Неаполитанский цикл включает в себя романы: «Моя гениальная подруга», «Перемена имени», «Те, кто уходят, остаются», «История о пропавшем ребенке». В них описывается судьба 2-х девочек, родившихся в одном из бедных неаполитанских кварталов в 1944 году.
События начинаются, когда девочкам 6 лет, и они идут в школу, и заканчиваются в 2010 году, когда им по 66 лет.

Далее я собираюсь подробно остановиться на содержании романов, так что нервных людей прошу не ходить под кат, чтобы они потом не возмущались спойлерами.

В прологе к романам заложена основная замануха: одна из подруг, Лила, пропала, а вторая – Лену, популярная писательница, описывает историю их жизни.

Лила исчезла не случайно, а потому, что она так решила. Эти мысли появились у нее еще в 50 лет. Жизнь ей давно надоела, но она не хотела умереть так, чтобы доставить хлопоты своему единственному сыну Рино. Поэтому она, видимо, разработала план полного исчезновения, причем, вместе с ней исчезли не только ее вещи, но все фотографии и документы – будто ее и не было никогда.

Лила почти всегда добивалась того, что хотела, потому что она была необыкновенной женщиной. Лила – гениальная и харизматичная. В молодости она была еще и красавицей. Все, кто соприкасался с ней, сразу понимали ее неординарность, долго ее помнили. Мужчины влюблялись в нее на всю жизнь.

Она возбуждала к себе как сильную любовь, так и ненависть.

Лила умела постоять за себя и за своих друзей. В 13 лет она носила с собой сапожный нож и однажды приставила его к горлу местного мафиози Солары, который хотел затащить в свою машину подругу Лилы.

Лиле умела так увлечься каким-то делом, что быстро достигала в нем совершенства, а потом ее увлечение пропадало. Но если она за что бралась, то делала это на высшем уровне.

В детстве она легко выучилась латинскому, греческому и английскому языкам; в 12 лет придумала новые модели мужской обуви, которые потом долго хорошо продавались; в зрелости разобралась в компьютерных языках, создала собственную компьютерную фирму, стала хакером.
Как-то летом она за один месяц научилась плавать на мастерском уровне.

Лила много читала в детстве. Она пользовалась библиотекой. Когда там решили наградить лучших читателей, то на первых пяти позициях стояли люди с ее фамилией – она брала книги на имя всех членов своей семьи (а они в жизни ни одной книжки не прочли).
Если она вдруг писала несколько строчек, то их с радостью готовы были печатать ведущие газеты.
К ее речам прислушивались в любом собрании люди, стоящие гораздо выше нее в обществе.
Она была хорошей матерью, много занималась с ребенком.

В детстве Лила была маленькая, хрупкая, похожая на мальчика. У нее на пару лет позже, чем у подруг, начались менструации. Но к 16 годам она стала такой красавицей, что дом ее отца-сапожника осаждали женихи. Когда портниха, сшившая Лиле свадебное платье, выставила ее фотографию в этом платье в витрине, к ней в ателье стали заходить известные люди и просить дать адрес невесты, в том числе, это был режиссер Витторио де Сика, искавший актрису на главную роль. Но портниха адрес не дала, и звездой стала Софи Лорен.

Вместе с тем, беременность и роды очень тяжело давались Лиле. А секс Лиле не нравился даже с мужчиной, в которого она была влюблена.
В 45 лет ей удалили матку из-за фибромы. Она тяжело переносила климакс.
К 50-ти годам Лила выглядела на 60, быстро состарилась. Она стала худой, беспокойной старухой, которая слишком много говорила и размахивала руками.

Лила блестяще владела литературным итальянским языком, но большей частью изъяснялась на неаполитанском диалекте.
Обычно Лила говорила тихо и неэмоционально. При этом Лила могла так говорить с образованными людьми, что они принимали ее, как равную. Но она легко выходила из себя и начинала ругаться на диалекте.

А ведь Лила училась в школе всего 5 лет. Дальше нужно было платить деньги, а ее родители денег не дали. За Лилу вступился ее брат Рино (в честь которого она потом назвала сына), но отец уперся. Отцу были свойственны гневные вспышки, и он выбросил дочь в окно. Вероятно, они жили не выше второго этажа, потому что Лила только сломала руку.

Лиле хотелось разбогатеть. В 10 лет она думала, что писатели получают хорошие деньги, и написала рассказ «Голубая фея». Девочка показала рассказ учительнице, но та на него никак не отреагировала. После этого желание писать у Лилы пропало.
В 12 лет она придумала новую модель для ботинок. Отец не хотел на них даже смотреть, а брат взялся воплотить замысел сестры.
С этими ботинками связана значительная часть первой книги. Вот что значит Италия: наши писатели не додумались бы до изготовления новой модели ботинок, чтобы подчеркнуть гениальность героини.
А у Ферранте девочка и ее брат много-много раз шили и перешивали ботинки, пока не получили приемлемый результат. Но все равно эта обувь быстро промокала.
Они отдали ботинки в обувной магазин, но там их никто не купил. Нужен был свой магазин.
Здесь мне придется немного рассказать о квартале, где жили героини тетралогии.
Это квартал вблизи церкови Сан-Джованни а Карбонара (San Giovanni a Carbonara).

https://lh3.googleusercontent.com/-S1DXilAGRQ0/VxNa-QH8mDI/AAAAAAAAGIc/q4NbrdaM7gQgzouTHva-raT-EQNFnFSwgCCo/s760-Ic42/IMG_1824q.jpg

http://www.fotonapoli.com/strade/napoli/SS.Apostoli%20%20(Gradini)/002%20%20%20%20S.S.%20Apostoli%20%20(Gradini).%20Da%20Vico%20Campanile%20ai%20S.S.Apostoli%20per%20Via%20Carbonara.jpg

http://www.repstatic.it/content/localirep/img/rep-napoli/2015/08/26/224534890-900c8074-df4b-4120-a317-19c3b6956832.jpg
Судя по описаниям, хуже места просто не бывает. Там темно, грязно, жители бедные, невежественные, но зато очень агрессивные. Регулярно кого-то убивают.
В квартале живут: семья сапожника, семья швейцара в муниципалитете (это семья Лену); семья торговца фруктами, который торгует с тележки с помощью осла. Глава семьи умер, а его место занял сын Энцо; семья сумасшедшей вдовы Мелины, которая в периоды просветления работала уборщицей, а дочь Ада ей помогала. Сын этой женщины, Антонио, был рабочим. Также там жил плотник-коммунист. Его сын Паскуале тоже стал коммунистом и рабочим.

Одно время в квартале жил железнодорожный кондуктор Сарраторе. Он писал стихи, а потом стал журналистом. Сарраторе переехали из квартала, но их сын Нино и дочь Мариза там иногда появлялись.

продолжение следует
https://uborshizzza.livejournal.com/4839350.html

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Рецензии и критика: литература
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment