uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Лузлоцивилизация


«Все люди - @ляди,
Все – шутки ради,
Все – шутки ради»
Псой Короленко


Начну с частного наблюдения.
В высшей школе постепенно меняется стиль учебно-методических материалов и проведения занятий. Идет переход от лекций в полтора часа к коротким фрагментам, минут на 15, больше слушатели не в состоянии удержать внимание, а сам стиль изложения становится все более легким*. Это связано с уровнем мотивации обучающихся. Когда ведешь занятия со студентами-медиками младших курсов, то у них еще достаточно идеалистическое представление о том, чем на самом деле занимается врач, и при изложении computer science приходится достаточно много шутить для того, чтобы удерживать внимание и давать время от времени отдохнуть. Если же занятия ведутся со старшекурсниками или аспирантами, то у них уже другой уровень мотивации, они активно работают, отвлечений меньше, а место шуток занимают забавные примеры из жизни.

Но и без этого приходится подстраивать стиль изложения из-за того, что современный человек легче относится к жизни вообще и обучению в высшей школе в частности. Он хочет, чтобы его не только обучали, но и чтобы сделали это ему приятно***.

Теперь разрешите перейти к обобщению****, тем более что тема общества эпохи постмодерна сейчас достаточно активно обсуждается. Соответственно мы сейчас живем в историческое время кардинального изменения цивилизации, наступления новой эпохи, связанной с изменением воззрения человека на жизнь*****.

Какова была иерархия мотивов у жителей Европы дохристианского периода, мы знаем мало. Дошедшие античные источники относятся к Греции и Риму и, если говорить кратко и прямо, основой личности человека тех времен были гнилые понты******.

На следующем этапе системообразующей основой человеческой личности и общества стала религия. О серьезности отношения к вопросам веры может свидетельствовать, например, количество еретиков, то есть людей, которые серьезно размышляют о вопросах веры, приходят к выводам, отличающимся от воззрений церкви, и исповедующие их несмотря на серьезные организационные последствия.

Далее, после Возрождения, наступила эпоха Разума и Просвещения. Девиз эпохи – «мыслю – значит, существую!».

Однако эта славная эпоха подошла к концу. Надежды на разум как средство решения всех проблем оказались чрезмерны, просвещение не позволило избежать ни социальных конфликтов, ни войн.

При этом эпоха разума и просвещения позволила создать весьма комфортную и безопасную среду жизни людей. И вот, на современном этапе, когда любой человек в развитом государстве, чтобы он не делал, имеет гарантированное качество жизни выше, чем у королей прошлых веков, встает вопрос – а зачем жить? И современный человек, отринув и разум, и веру, гордо отвечает: «Для развлечений!».

Очень интересно то, что люди новой эпохи к жителям предыдущих эпох относились крайне свысока. Для христиан жители античного Рима – безбожники, которых ожидают вечные муки. Для адептов эпохи просвещения представители предыдущей эпохи – тупые религиозные фанатики.

Современный «человек из Инстаграмма» относится к представителям предыдущих эпох хоть и свысока, но без ярости*******. Религия? А зачем утруждать себя постами и молитвами, если Бог и так любит тебя, аллилуйя! Просвещение? Ну да, молодцы ребята, сделали много полезного, а теперь отстаньте от меня с законом Ньютона, мне надо в танчики по сетке резаться. И вообще – зачем учить таблицу умножения, если в Интернете все есть?

С точки знения современного человека люди XX века были какие-то скучные и серьезные. Даже так - сУрьезные. Достаточно сравнить няшку Борюсика Джонсона, доставлявшего кучу лузлов, в каким-нибудь Ллойд-Джорджем.

Пока лузлоцивилизация только складывается, что-то проясняется, что-то еще нет. Например, возможным генеральным направлением мог быть дауншифтинг. Действительно, при современном уровне технологий для того, чтобы общество производило то, что ему нужно, много работать не надо. Те же мыслители прошлого размышляли о грядущих временах, когда человек будет работать час-два, а остальное время будет заниматься искусствами и философией. Однако современный человек******** променял свободное время на то, чтобы получить уровень развлечений выше (или хотя бы престижней). Он работает, чтобы развлекаться, но работы на себя наваливает столько, что для развлечения времени и сил уже не остается.

Совершенно непонятно, сколько времени эта цивилизация протянет. Ее носители, белые европейцы, вымирают с огромной скоростью. В самой Европе они замещаются мигрантами и их потомками. Возьмут ли мигранты культурные стереотипы белых европейцев? По какому пути будет развиваться североамериканская цивилизация в отсутствие культурного ориентира из «старушки Европы»? Насколько европеизируются растущие азиатские государства? Все это пока непонятно.

Также непонятно, к какому уровню военных конфликтов приведет изменение цивилизационного пространства. Насколько человек эпохи лузлов будет готов воевать?

Во времена христианской Европы воинам говорили: «Братия, разгромим проклятых язычников во славу Божия».

Во времена модерна: «Будет война, нам надо отстоять свою Родину и своих родных от жестокого врага. Конечно, некоторые из вас погибнут или будут ранены, но если мы сдадимся на милость победителю, то потери для нас будут еще больше».

Сейчас же новобранцу надо говорить: «Хай! Ты будешь сидеть в мягком кресле, управлять боевым дроном, который будет расстреливать неприятеля. Это очень прикольно!».

==========================================

* Я не ною, я констатирую факт**
** Вот конкретно сейчас я пишу презентацию для аспирантов под названием «Как хорошие котики готовят клинические данные для статистического анализа»
*** Опять же не осуждаю, а констатирую. Более того, это – следствие социальной защищенности современного человека, ему не надо драться за место под солнцем, чтобы не умереть от голода. Сейчас проигравшие тоже живут комфортно
**** Страсть к обобщению – это профессиональное. В сборнике «Физики продолжают шутить» был материал о том, чем физики отличаются от математиков. Если физику дают задачу исследовать устойчивость стула на 4 ножках, он исследует устойчивость стула на 4 ножках. Если математику дают задачу исследовать устойчивость стула на 4 ножках, он вначале исследует устойчивость стула на одно1 ножке, потом – об устойчивости стула на 2 ножках, после чего переходит к случаю устойчивости стула с бесконечным количеством ножек
***** Одно из определений человеческой личности – это что личность есть иерархия мотивов, то есть что для человека более важно, что меньше
****** Впрочем, мотивы представителей ширнармасс в литературных источниках описаны плохо, все больше о богах и императорах
******* Обилие развлечений приводит к снижению уровня эмоций по отношению к тем, кто не угрожает у тебя эти развлечения отобрать
******** Кроме наиболее рациональных групп европейцев из негров, арабов и прочее, которые просекли, что пособия по безработице + немножко подрабатывать дают и больший доход, и больше свободного времени, чем просто тупо работать


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Tags: Идеологические размышлизмы
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments