?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В ЖЖ очень любят предъявлять претензии к старым советским фильмам: к «Иронии судьбы», к «Москва слезам не верит». К этому я уже привыкла как к неизбежному злу.

Но вот умер Николай Караченцов, и блогер Германыч разместил огромный пост про фильм «Старший сын», в котором Караченцов сыграл заглавную роль.

Германыч не может понять, почему авторы фильма вслед за драматургом Вампиловым, по пьесе которого поставлен фильм, сделали главного героя, Бусыгина, положительным героем.

Бусыгин же – аморальная личность. Судите сами: он вкрался в чужую семью, выдав себя за незаконно рожденного сына главы семейства Сарафанова. Пользуясь этой выдумкой, он ест-пьет на халяву, кормит своего случайного знакомого Сильву. Мало того, он разрушил отношения дочери Сарафанова с ее женихом-курсантом военного училища, потому что сам положил на нее глаз.

Да разве это хорошие поступки? Даже Сильва лучше Бусыгина – ему было неловко обманывать Срафанова и он, в конце концов, раскрыл семейству глаза на безобразия этого «сына».
Но вместо того, чтобы сказать спасибо, хорошего парня Сильву гонят вон.

А как могла дочь Сарафанова Нина предпочесть своего правдолюбивого жениха вруну Бусыгину? Ведь жених был совершенно прав, когда раскрыл, что Сарафанов-старший играет на похоронах, а не в филармоническом оркестре, где он раньше работал. Сарафанова оттуда уволили, но он стыдился этого и скрывал этот факт от детей. А дети знали, что отец больше не работает в филармонии, но поддерживали ложь отца, делая вид, что он по-прежнему ходит в филармонию.
Германыч негодует на то, что правдивый жених был изгнан из дома, когда настойчиво стал доказывать, вопреки просьбам остановиться, что видел Сарафанова, играющего в оркестре на похоронах.

«Кругом в этом фильме нелогичность и несправедливость» - негодует Германыч.

Другие блогеры тоже возмущаются нелогичностью и даже аморальностью старых фильмов: как можно было выбрать пьяницу Лукашина вместо правильного Ипполита? Как можно было большой начальнице Кате влюбиться в пьяницу и простого рабочего Гошу, который, к тому же, еще заявлял, что все в доме будет решать он на основании того, что он – мужчина?

Вот ведь бред.
В жизни и искусстве ведь все происходит только по правилам и очень логично, разве нет?

Когда я все это читаю, я просто балдею. Неужели такие люди в самом деле существуют? Что, не было тысячелетий искусства? Что логичного, например, в том, что троянцы внесли огромного деревянного коня за неприступные стены Илиона? Как они не смогли догадаться проверить, что у коня внутри? Ну и так далее.

Искусство должно быть логично. Вот пример.

Увы, товарищ Огурцов не умирает в ЖЖ-истах.

Почему все было так нелогично в пьесе Вампилова «Старший сын»? Потому что сама жизнь нелогична. К моменту появления Бусыгина жизнь семьи Сарафановых зашла в тупик. Отец потерял работу. Ему было стыдно признаться, что из него не получилось хорошего музыканта – ведь музыка была для него всем.

Уныние отца, его неудачи (еще его бросила жена) тяжело влияют на детей. Они его любят: ведь мать и их бросила, а он всего себя посвятил им, но им надоела такая жизнь.

Нина готова выйти замуж за парня, которого она не любит, лишь бы уехать из города. Васенька бунтует против авторитета отца. Запрещает то и се, а сам-то кто?

И вот появление нового человека все меняет. Нарыв прорывается.

Сарафанов вынужден признаться самому себе и детям, что он – неудачник. Он думает, что дети не будут его любить, раз он – неудачник.

Но Бусыгин говорит ему важные слова: «Где же еще нужен музыкант, как не на свадьбах и похоронах»? И Сарафанов понимает, что его любит хотя бы этот внезапно появившийся сын. А вслед за этим он понимает, что его дети его любят и всегда любили, но не знали, как об этом сказать.

Зачем Нине нужен муж-правдолюб? Он не гибкий, он не понимает людей. Она бы с ним была несчастлива, да и не любит она его. Правильно его выгнали.

И Васеньке нужен старший товарищ, который объяснит, что к чему. Отец его уже не все понимает в современной жизни.

Бусыгин – ангел-спаситель этой семьи.

А что хорошего в Сильве? Вначале согласился морочить голову людям вместе с Бусыгиным, потом стал его разоблачителем. Стукач обыкновенный.

Почему роль дали Караченцову? Потому что он был харизматичный и добрый, хотя и взбалмошный. Ведь Бусыгин тоже добрый – за это его и полюбил зритель.

Вообще-то пьеса и фильм не о Бусыгине - она о Сарафанове. Маленький человек находится в отчаянье: его бросила жена, его отлучили от настоящей музыки, дети его не уважают. Ему кажется, что он никому не нужен, что жизнь прожита зря. И вдруг появляется "старший сын", и этот сын - удачный, он студент мединститута, и он понимает и уважает Сарафанова. Сарафанов ухватился за него, как за последнее оправдание своей жизни. Казалось бы, он должен испытать ужасное разочарование, когда выясняется, что это не его сын. Но этого не происходит: минуты надежды на лучшее оказалось достаточно, чтобы жить дальше. И дети, оказывается, его любят, да и нет ничего стыдного в том, чтобы нести музыку туда, где она нужна - простым людям на свадьбы и похороны.

Посыл пьесы в том, что иногда добрая ложь лучше злой правды.

Что касается общей унылости пьесы, то это потому, что Вампилов ощущал грядущие тектонические сдвиги. Он чувствовал, что в советской жизни что-то сломалось.

И, да, жизнь – нелогична. А настоящее искусство – зеркало, отражающее жизнь, но дающее надежду на лучшее. Такими являются и пьесы Вампилова, и спасибо ему за это.



Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Блогосфера)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 260 комментариев — Порадовать комментарием )
Страница 1 из 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
joint_joint
29 окт, 2018 07:50 (UTC)
Жених не летчик, а инженерный персонал. Но показан первоклассным болваном, да . Дубовый и принципиальный до дурости. Чем он понравился дочке? На фоне папы размазни?
joint_joint
29 окт, 2018 07:53 (UTC)
А режиссера за подачу надо бы расстрелять. Такая позднесоветская депрессуха разлита в воздухе... ужас.
(без темы) - tk17 - 29 окт, 2018 11:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - joint_joint - 29 окт, 2018 12:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - karjalainen - 29 окт, 2018 13:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ulupinar - 1 ноя, 2018 00:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inryko - 30 окт, 2018 13:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ailiu - 29 окт, 2018 14:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ganna_yanich - 30 окт, 2018 09:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valerie_livina - 29 окт, 2018 19:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - joint_joint - 30 окт, 2018 05:36 (UTC) - Развернуть
чушь - (Анонимно) - 30 окт, 2018 07:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 29 окт, 2018 18:18 (UTC) - Развернуть
1_na_vetru
29 окт, 2018 07:55 (UTC)
Про жениха ничего не скажу, ну его совсем, а вот парочка молодых шалопаев всегда казалась отвратительной. Ситуация такая скользкая, что даже неловко этот фильм смотреть.



kozlovekb9
29 окт, 2018 11:03 (UTC)
А я вот впервые "Старшего сына" посмотрел в Свердловской драме. Был восхищен, так что кино мне даже не очень понравилось.
(без темы) - nenorov - 29 окт, 2018 12:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 29 окт, 2018 18:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - berkoshka - 29 окт, 2018 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 29 окт, 2018 18:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 30 окт, 2018 11:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 окт, 2018 07:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 1_na_vetru - 31 окт, 2018 09:08 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
29 окт, 2018 08:58 (UTC)
советские актеры - кал как и фильмы
со времён Сталина воспитывался
типаж проститутки актрисы
и опущеного интеллегента мужика актера
типаж всеми обожаемого Баталова
ещё не самый худший
сильную личность советское государство ненавидело!

uborshizzza
29 окт, 2018 10:30 (UTC)
Re: советские актеры - кал как и фильмы
А что делать, если большинство актеров, включая Баталова - алкоголики, а актришы - легкого поведения?
Приходилось использовать тот материал, какой есть
(без темы) - amentus - 29 окт, 2018 11:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 29 окт, 2018 17:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amentus - 29 окт, 2018 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 29 окт, 2018 18:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - barbujlak - 30 окт, 2018 11:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - harill - 29 окт, 2018 14:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naiv09 - 2 ноя, 2018 09:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 окт, 2018 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 окт, 2018 19:47 (UTC) - Развернуть
oksikoko
29 окт, 2018 09:16 (UTC)
Хорошо вы написали!

(без темы) - andrey_yartsev - 29 окт, 2018 19:28 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
29 окт, 2018 09:28 (UTC)
бессовестность власти не случайна
процент циничности в американских фильмах ниже
чем в советских, советский и теперь российский человек
это либо дурак, либо циник и по жизни и в кино.

Криминальное мышление опередило в
РФ по распространению таковое в США.

В РФ доктор наук с криминальным мышлением лжёт легко судье!
uborshizzza
29 окт, 2018 10:26 (UTC)
Re: бессовестность власти не случайна
К вопросу о распространенности криминального мышления
В США за решеткой - 2,2 млн. Это - четверть всех заключенных мира, хотя население США - 5% численности Земли

В России в тюрьме, СИЗО и пр - 630 тыс
(без темы) - general_dreamer - 29 окт, 2018 13:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naiv09 - 2 ноя, 2018 09:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - general_dreamer - 2 ноя, 2018 17:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naiv09 - 6 ноя, 2018 06:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - general_dreamer - 6 ноя, 2018 09:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naiv09 - 6 ноя, 2018 10:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - general_dreamer - 6 ноя, 2018 12:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naiv09 - 6 ноя, 2018 13:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naiv09 - 2 ноя, 2018 09:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naiv09 - 2 ноя, 2018 09:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 окт, 2018 20:00 (UTC) - Развернуть
volobui
29 окт, 2018 09:30 (UTC)
а что плохого в том, чтобы раскаяться и раскрыть глаза на афериста?
это я про Сильву
push_gun
29 окт, 2018 12:49 (UTC)
потому что в данном конкретном посте была цель все представить так, как представлено
в пику германычу (кто бы это ни был)
в другой раз может и Сильва будет хорошим
(без темы) - palagia_da - 29 окт, 2018 18:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - volobui - 30 окт, 2018 06:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - solongo077 - 23 ноя, 2018 06:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 29 окт, 2018 18:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - volobui - 30 окт, 2018 06:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 30 окт, 2018 06:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - surmer - 30 окт, 2018 08:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ds_mok - 30 окт, 2018 19:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oblogah - 30 окт, 2018 21:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 окт, 2018 07:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Cветлана - 29 ноя, 2018 14:06 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
29 окт, 2018 09:36 (UTC)
Плохой фильм. Смотрела в юности, оставил очень неприятное ощущение. Впрочем, как и фильмы, типа "Ирония судьбы". 1970 -начало 1980-х действительно много говорили ни о чем, много пили, не видели перспективы. Капризные инфантилы. Вот результат - капитализм пришел на смену в самом зверском его виде.
uborshizzza
29 окт, 2018 18:24 (UTC)
Пьеса - 1968 года.
ansari75
29 окт, 2018 09:44 (UTC)
У моей знакомой муж-иностранец, но говорящий по русски, этим фильмом был очень возмущен. Как можно так лгать, выдавая себя за сына и разрушая всю семью.
push_gun
29 окт, 2018 12:50 (UTC)
как видите, это все потому, что он иностранец
а русские , как доказала автор, видят только лучшее в этом образе
ну, не считая запутавшегося в конец германыча (кто это?)
(без темы) - ansari75 - 29 окт, 2018 13:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - palagia_da - 29 окт, 2018 18:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 29 окт, 2018 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ansari75 - 29 окт, 2018 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 30 окт, 2018 07:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ansari75 - 30 окт, 2018 07:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naiv09 - 2 ноя, 2018 09:30 (UTC) - Развернуть
ellino4ka1990
29 окт, 2018 09:51 (UTC)
А вот соглашусь👍👏👍
makatyn
29 окт, 2018 10:28 (UTC)
Прекрасный фильм,чудесная музыка С.Рахманинова,красивая работа актёров.
А кому хочется голой правды жизни,пусть смотрит документальные фильмы.
uborshizzza
29 окт, 2018 18:27 (UTC)
Они и про документальные не лучше напишут.
insani_hatter
29 окт, 2018 10:33 (UTC)
Тот пост был написан не "сразу после смерти Караченцова", а несколько лет назад. И лично я полностью согласен с Германычем
uborshizzza
29 окт, 2018 18:28 (UTC)
Но он его повторил еще раз именно по этому поводу.
amentus
29 окт, 2018 11:08 (UTC)
какие хорошие комменты! быстренько по теме - и по-ошли чесать про свое любимое: Сталин...Омерика....ворье на свободе....
Есть такое слово: вырождение.
Вампилов - один из трубадуров вырождения. Да, его персонажи амбивалентны - оставляя широкое поле для интерпретаций...но как не интерпретируй - блевать тянет!!!!
эти люди - прошли, и время их прошло.
ну а остальное - от лукавого.
uborshizzza
29 окт, 2018 18:28 (UTC)
Мне его пьесы нравились.
(без темы) - amentus - 29 окт, 2018 18:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mzz_tt - 30 окт, 2018 03:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 окт, 2018 20:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amentus - 30 окт, 2018 05:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 30 окт, 2018 11:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amentus - 30 окт, 2018 13:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - piratte72 - 2 ноя, 2018 20:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amentus - 3 ноя, 2018 05:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - solongo077 - 23 ноя, 2018 06:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amentus - 23 ноя, 2018 06:56 (UTC) - Развернуть
castr_ad
29 окт, 2018 11:11 (UTC)
Жалость без веры - это жаба
она все и задавила.

Возили как овощ по миру
овощем и умер. =))
mzz_tt
30 окт, 2018 03:34 (UTC)
не судите. не надо.
apleks
29 окт, 2018 11:19 (UTC)
Не надо путать, моральность, порядочность, логичность и законность.
То что сделал Бусыгин с Сильвой вполне подпадает под УК "мошенничество с целью наживы".
Второе это моральность поступка: ложь ради получения личной выгоды (секса).

Фильм полностью соответствует атмосфере общества в СССР: официоз как ложь, высокоморальные слова скрывающие мерзость жизни и поступков. Лучше всего это видно, если сравнить повести В Липатова и фильмы об Анискине и Ю. Семенова о Штирлице. Мерзость сов строя и коммунистов в произведениях и героизм в фильмах.
uborshizzza
29 окт, 2018 18:30 (UTC)
При чем тут советский строй? Сейчас что ли в жизни людей все гладко?
(без темы) - apleks - 29 окт, 2018 18:59 (UTC) - Развернуть
вы шутите - (Анонимно) - 29 окт, 2018 21:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 30 окт, 2018 02:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naiv09 - 2 ноя, 2018 09:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amentus - 30 окт, 2018 13:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - apleks - 30 окт, 2018 16:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amentus - 30 окт, 2018 18:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - apleks - 30 окт, 2018 18:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amentus - 30 окт, 2018 19:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - apleks - 31 окт, 2018 03:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amentus - 31 окт, 2018 05:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 1 ноя, 2018 21:29 (UTC) - Развернуть
- (Анонимно) - 2 ноя, 2018 06:49 (UTC) - Развернуть
Re: Плохие? - apleks - 2 ноя, 2018 08:17 (UTC) - Развернуть
bhaga
29 окт, 2018 11:26 (UTC)
спасибо, полноценно написано.

А вот такой вопрос: если бы один из этих двух, парней, был бы по сюжету... геем.

Как вы думаете, куда бы сюжетная линия "вырулила" в таком случае?
uborshizzza
29 окт, 2018 18:31 (UTC)
В Сибири это было бы через-чур.
В Сибири - bhaga - 29 окт, 2018 18:54 (UTC) - Развернуть
Re: В Сибири - uborshizzza - 29 окт, 2018 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arhipolemos - 2 ноя, 2018 10:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 окт, 2018 19:09 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
( 260 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow