Ко мне на консультацию заглянула супружеская пара средних лет, чтобы я помог решить насущную проблему – в какой из многочисленных коммерческих вузов поступать их отпрыску, чтобы он стал потом успешным финансовым аналитиком.
Воспоминания начала 90х, когда я с профессором Инъязовым на своем горбу, аки верблюды, привозили из Турции по мешку носков, нахлынули на меня, но я, как йог, сделал несколько глубоких вдохов, успокоился и начал:
- Вы ведь хотите своему потомку добра, чтобы он смог потом устроится и зажить намного лучше вашего? – ответом было дружное кивание.
- Особых талантов и усердия у отпрыска Вы не заметили, значит, просто хотите пристроить его на «хлебную» специальность, и считаете, что раз сейчас в какой-то профессии хорошо, то и дальше будет так же? – кивки стали медленнее и задумчивее.
- А вспомните время «великого перелома 90х» - в каких профессиях стало лучше, а в каких – хуже? Резко хуже стало там, где востребованность специалистов снизилась – законы конкуренции на рынке труда, знаете ли. За год страна из развитой державы со своей наукой и производством превратилась в что-то вроде страны третьего мира, и все инженеры и научные работники пошли, солнцем палимые, так как в новой России они в таких количествах просто не нужны. Кто резко поднялся? Юристы, так как их стало нужно много больше. Изменилась схема взаимодействия, то, что раньше разбирал обком, теперь решается в суде. Намного больше стало нужно бухгалтеров и экономистов – у частных предприятий, ориентированных на прибыль, отчетность сложнее, чем у бесприбыльных государственных заводах. Многие сумели сделать блестящую карьеру просто потому, что хорошо знали английский – попали на зарубежные курсы и, как дипломированные специалисты с конвертируемым дипломом, пошли работать в банки.
- Сейчас же старая система приходит к концу, пузырь финансовой деятельности, оторванной от реальной экономики, лопается. Учиться сейчас на трейдера – это как в 91 году выучится на преподавателя марксизма-ленинизма. Самые высокие и стабильные заработки –будуту тех специалистов, которых потребуется много больше, чем есть. В стране почти окончились запасы разведанных месторождений – отдавайте сына в геологи. Просто стабильная жизнь будет в тех профессиях, для которых потребность постоянна – можете отдать сына в педагоги или медики. Компьютеров становится все больше и больше – специалист по программам или компьютерному железу всегда будет при деле. Но если вы хотите, чтобы ваш сын стал специалистом в узкой и специальной области, где конкурентов мало, где человек со стороны, без сложного специального образования, работать не сможет, а через несколько лет потребность будет огромная – пусть сын учится на переводчика с китайского.
Супруги стали так трогательно и искренне меня благодарить, и я понял, что потерпел фиаско. С трудом выпроводив их за дверь (помогла идей пойти в церковь заказать в мою честь молебен), я начал копаться в памяти и вспомнил, что когда-то давно видел работу доцента Живодерова с кафедры судебной медицины* по смежной тематике. Попросил секретаршу подготовить термос кофе и ведро Викодина и позвонил знакомому заместителю Государственной библиотеки (бывшей имени Ленина), чтобы мне быстренько отксерили и прислали курьером все статьи Живодерова. Этот зам мой вечный должник – я его в свое время научил, как грамотно скрывать свое неумение читать, извините за невольный каламбур.
Однако долгих и тяжких трудов, паче чаяния, удалось избежать. Буквально в третьей статье я наткнулся на описание такого эффекта, как «перемежающегося слабоумия вследствие ложной беременности».
Хорошо известно, что многие люди в условиях очень сильной мотивации начинают принимать глупые решения. Чрезмерно высокий накал эмоций затуманивает нетренированный ум, отчего он не могут отделить важное от малозначимого и взвесить риски и последствия. Например, беременные и матери с маленькими детьми так зациклены на ограждении их от опасности, что впадают в слабоумие и принимают дурацкие, опасные для детей решения.
Такое же поведение повторяется и тогда, когда родителям нужно принимать важные в отношении детей решения, определяющие их судьбу. При этом никакими рациональными доводами подействовать на них нельзя, так как в глубине души у них смещаются понятия удачно-неудачно и опасно-безопасно. Так недавно родившей кажется, что ребенку в этом мире угрожают несметные опасности, и ей, чтобы уберечь от них ребенка, в буквальном смысле хочется «родить его обратно». В результате чрезмерно заботливые родители выбирают для отпрыска такую стезю, на которой он никогда не добьется успеха, но и не станет самостоятельным и не сможет выйти из их охранительной опеки. И еще одним ненужным специалистом в несуществующей профессии станет в мире больше.
Я тяжело вздохнул, придвинул к себе ноутбук «Тошиба» последней модели, положил на него лист рисовой бумаги, обмакнул кисть в тушечницу и приступил к созданию «Устава о бесприбыльном общественном фонде содействия созданию курсов переучивания финансовых аналитиков в вагоновожатые».
* Фамилия и место работы реальные
Посвящается Истинному Учителю Истины, который пишет хорошо, но очень редко.
Journal information