?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Блогер Германыч взялся за обсуждение советского кино: то это были «Вам и не снилось», то «Доживем до понедельника», то «Праздник Нептуна».
Из обсуждения фильмов он пытается понять покойный СССР и каждый раз удивляется, что там жили люди об одной голове и двух ногах.

«Праздник Нептуна» был вторым фильмом Юрия Мамина, короткометражкой.
Сейчас странно вспомнить, но тогда кинематографу уделяли очень большое значение, как и литературе и вовсю приветствовали появление молодых дарований.

Мамин был к моменту выхода его дипломной работы «Желаю вам» уже немолодым – он поздно окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где учился в мастерской Эльдара Рязанова. Ему было 36 лет. А до этого он тоже работал в кино, но в качестве второго режиссера («Фантазии Фарятьева» (1977), «Летняя поездка к морю» (1978) и др.), так как в 1969 году окончил режиссёрское отделение факультета драматического искусства ЛГИТМиКа, где занимался в мастерской народного артиста РСФСР Леонида Макарьева. До кинематографа (до 1976 года) Мамин работал режиссёром драматического театра в городе Великие Луки.

Как я уже писала, в СССР существовала кинокритика, и критики отслеживали даже дипломные фильмы выпускников режиссерских факультетов. О короткометражке «Желаю вам» не написал тогда только ленивый, она шла в кинотеатрах.

Несмотря на такое внимание критики, следующую картину Мамин выпустил только через 4 года. Это и был «Праздник Нептуна».
«Праздник Нептуна» тем более приняли на ура. Он был, действительно смешной. Мы все тогда ждали, когда в добавление к Гайдаю и Рязанову появится еще один яркий режиссер, снимавший сатирические и при этом смешные фильмы.

Мамина с самого начала отмечало то, что он ставил не просто смешные и не просто сатирические комедии – его тянуло на глобальные обобщения.

Есть такое обобщение и в «Празднике Нептуна». Скорее всего, фильм раскрывает некоторые черты русского народа. Герои фильма боятся не смерти, а начальства; при этом каждый начальник сам является подчиненным и боится уже своего начальника. И так до самого верха.

Подчиненные поддерживают своего начальника, потому что, во-первых, он неплохой мужик, если не обращать внимание на мелочи (знакомо, да?), а во-вторых, этого снимут, новый придет, и еще неизвестно, что будет. Нет, старое зло лучше нового, привычнее.

Почему-то у нас никто не ожидает, что вместо старого зла придет новое добро – вот уж чего быть не может, того быть не может. Начальство, власть – это всегда зло, и значит, нужно спасать задницу старого начальника, потому как к нему хотя бы привыкли.

Второй момент, кроме сложных отношений с начальством/властью, касается национальной гордости великороссов. Гордость эта заключается в том, что иностранцы ни в коем случае не должны догадаться о нашей слабости: пусть думают, что мы такие крутые, что просто жуть. Залезть в 30-тиградусный мороз всем городом в прорубь – да легко!

Третий момент – это то, почему мы все время в жопе.
Казалось бы, приняли уже решение что-то сделать, пусть и очень глупое, но с нашей точки зрения обоснованное - поддерживаем своего старого начальника, чтобы не поставили нового не пойми кого, и демонстрируем иностранцам крутость – ну, так что же все застопорилось?! Что стоим-то? А холодно и страшно.
Взяли билет и не поехали – молодцы. Стушевались в последний момент.

И третий момент – это почему мы всегда все же со скрипом, но побеждаем.
Потому что все же делаем, то, что хотели, а хотели сделать именно грандиозное, хотя в данном случае, и смешное.
Уже не нужно, потому что иностранцы уехали, но народ ныряет в прорубь. А это зачем? А это, чтобы себя уважать. Стыдно потому что было рисковать своим здоровьем ради спасения начальника или ради того, чтобы пустить пыль в глаза иностранцам. Не стоило оно того.
А вот мы и не затем собрались, а вовсе потому, что просто захотели искупаться в проруби – вот такие мы странные чуваки.

Вот поэтому все и смеялись – хорошо было подмечено.

Большого шума наделал потом фильм «Фонтан». Там уже были сплошные метафоры и обобщения. По большому сталинскому дому пошла трещина. И никому нет до этого дела, кроме главного инженера. Уж он и туда сигнализировал, и сюда, а всем пофигу. Он пытался починить здание своими силами, но становилось только хуже. Наконец, произошла катастрофа. Здание практически рухнуло. Людей эвакуировали, они разожгли в сквере костры, и тут появился большой начальник, которой посмотрел на все это и завил: «Дать людям все!», после чего сел в лимузин и укатил.
А трещина в здании образовалась из-за утечки воды. Фонтан там бил из трубы, но всем было пофигу. Один только старичок-узбек, приехавший в гости к главному инженеру, переживал из-за бессмысленной растраты драгоценной в его местах воды. Он взял и перекрыл воду, отчего ситуация стала только хуже. В принципе, старичок был прав, но по факту именно его действия привели к концу дома.
Фильм сняли в 1988 года.

Там, кстати, был показан новоиспеченный кооператор, торгующий гвоздиками, которые он выращивал у себя дома. Учитывая, что действие происходило в Ленинграде, а Чубайс начинал с кооператива по торговле цветами, можно считать, в фильме были показаны заодно первые шаги будущего приватизатора №1.

Следующим громким фильмом был фильм «Бакенбарды» 1990 года. Тогда все боялись страшного русского национализма, вовлечения молодежи в экстремизм.
Некий похожий на мелкого беса человек (Виктор Сухоруков) делает вроде бы, хорошее дело: организует для приблатненной молодежи, которой нечем заняться, общество пушкинистов. Но под предлогом изучения Пушкина юношам внушают ненависть к инородцам. Используя для отличия бакенбарды и трости, которыми умело пользуются в стычках, декламируют Пушкина под строевой шаг, осуществляют «ночь длинных тростей» и участвуют в политических интригах и пр.
Вот он, ваш Пушкин-то!
Символично, что в 2006 году режиссёр подвергся избиению со стороны подростков по дороге в город Пушкин. По словам Мамина, нападение было совершено антисемитами. Режиссёр отделался сотрясением мозга.

Наконец, в 1993 году Мамин снял «Окно в Париж». В этом фильме режиссер показал отношения России и Запада.
По мнению Мамина, эти отношения опасны для обеих сторон.

Если и есть, что в России хорошего, то это культура, незамутненная коммерческими интересами, и прекрасная молодежь.

Но, вновь прорубив окно в Европу, Россия потеряет свою молодежь, которая захочет перебраться на Запад, а Запад столкнется с нашими преступниками и жлобами. Заодно и культура погибнет.
Лучше было бы вначале самим восстановить дореволюционную культуру, а уже потом открываться Западу.

После «Окна в Париж» Мамин снял еще только одну смешную комедию без всякого социального контекста «Горько» (1998 год).

Он снимал еще что-то, но эти фильмы успеха уже не имели. Не знаю, в чем дело. То ли режиссер постарел, хотя 1998 году ему 52 года, то ли сказался экономическим кризис, после которого многие не сумели восстановиться.

Казалось бы, в нашей современной жизни поводов для сатиры никак не меньше, чем раньше, но Мамин больше ничего такого не снял, что жаль.

Метки:

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 16 комментариев — Порадовать комментарием )
deadmanru
30 ноя, 2018 07:25 (UTC)
>Некий похожий на мелкого беса человек (Виктор Сухоруков) делает вроде бы, хорошее дело: организует для приблатненной молодежи, которой нечем заняться, общество пушкинистов. Но под предлогом изучения Пушкина юношам внушают ненависть к инородцам. Используя для отличия бакенбарды и трости, которыми умело пользуются в стычках, декламируют Пушкина под строевой шаг, осуществляют «ночь длинных тростей» и участвуют в политических интригах и пр.

Плагиат с фильма Кубрика "Заводной апельсин". Мамин рядом с Кубриком пустое место. Ну а "Окно в Париж" и прочая говорит о том, что он идиот и мудак. Про то, что в том самом Париже французов раз-два и нету и живут одни арабы-негры его не интересует. Там же свобода и всё там хорошо, а у нас всё плохо.
vdkrav
7 дек, 2018 00:25 (UTC)
"Про то, что в том самом Париже французов раз-два и нету и живут одни арабы-негры его не интересует."

Всё-таки действие проиходит в самом начале 90-х. Ещё не все гости успели приехать.
costbor
30 ноя, 2018 07:34 (UTC)
Вы пропустили 2 самых смешных телевизионных фильма Мамина - "Женька Онегин" и сериал "Санчо с ранчо".
(Анонимно)
30 ноя, 2018 08:55 (UTC)
Юмор на уровне "сделанный на Малой Арнаутской". Как евреи представляют себе русский народ.
vigorov
30 ноя, 2018 09:49 (UTC)
На советских фильмах ещё и Мирович любит топтаться. Вот, например, оттоптался на фильме Владимира Бортко "Блондинка за углом" (1984), в котором Мирович увидел ужасы советской торговли - https://maxim-nm.livejournal.com/459008.html
vdkrav
7 дек, 2018 00:27 (UTC)
" Мирович увидел ужасы советской торговли "

Вы намекаете, что на самом деле никаких ужасов там нет?
vigorov
7 дек, 2018 15:50 (UTC)
Ужасы советской торговли, наверное, всё таки были. Так как писал про них не только один Мирович. Я застал советскую торговлю в промежуток с примерно 1986 года (когда стал что-то соображать) до, соответственно, 1991 года. Никаких особенных ужасов я не видел. Помню, что были очереди за некоторыми товарами. Пожрать в детстве всегда что-то было. Не голодали.
proseka199
30 ноя, 2018 09:59 (UTC)
Мне из "Нептуна" понравилась фраза "нам нужны женщины тяжелой комплекции, но легкого поведения ".
ailiu
30 ноя, 2018 20:49 (UTC)
В "Празднике Нептуна" основная тема - не ударить в грязь лицом перед иностранцами. Про трепетание перед начальством - по-моему, нету там такого, просто директор дома культуры выполняет спущенную сверху директиву и народ его в этом всячески поддерживает, потому что ТАК НАДО - нельзя, нельзя ни в коем случае осрамиться перед шведскими моржами.
Фильм очень смешной, но уже с перестроечной гнильцой. И все последующие фильмы Мамина такие. Вроде правильные и о важном, но в них слишком много глумления над этим самым народцем, населяющим нашу страну.


Edited at 2018-11-30 20:50 (UTC)
(Анонимно)
1 дек, 2018 06:11 (UTC)
полностью соглашусь
Это нелюбящий и чужой взгляд человека, не ассоциирующего себя с людьми и страной. Как говорит одни неплохой писатель, "текст честнее автора". Фильм тоже.
evgenyart
1 дек, 2018 08:34 (UTC)
Прячьте текст под кат!
(Анонимно)
1 дек, 2018 11:27 (UTC)
Самый зачотный у Ю.Мамина фильм "Горько"."Бакенбарды" тоже довольно лулзовый.Остальное так себе "филитоны".
(Анонимно)
2 дек, 2018 16:19 (UTC)
Мамин представитель
ГОСПОДСКИХ ХОЛУЁВ. Услужливо обсирал "советскую действительность", не предлагая ничего взамен. Есть аналогия с советским КВН. Который тоже "открыто" критиковал (глумился) советские недостатки, не предлагая ничего взамен. Занятно сравнить с СОВРЕМЕННЫМ КВН, холуйство которого стало просто НЕПРИКРЫТЫМ. Теперь за критику власти, подобную советской, можно лишиться работы, а то и схлопотать СРОК. При капитализме НИКТО НЕ СМЕЕТ за счёт государства обсирать это же государство. Советский режим был слишком ДЕМОКРАТИЧЕН, что быдло оценить до сих пор не может.
Vit
3 дек, 2018 08:41 (UTC)
Неплохой режиссер, не без русофобии, но и не без наблюдательности. Но, "снял бы он такое про Шевченко", но низзя, в головое либеральной на это блочок-с
(Анонимно)
3 дек, 2018 16:51 (UTC)
А кто такой Шевченко?
Не надо думать, что все знают про ваших тараканов в голове.
Vit
3 дек, 2018 16:55 (UTC)
Re: А кто такой Шевченко?
Ну, до вас же дошло.
( 16 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow