?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Блогер Германыч взялся за обсуждение советского кино: то это были «Вам и не снилось», то «Доживем до понедельника», то «Праздник Нептуна».
Из обсуждения фильмов он пытается понять покойный СССР и каждый раз удивляется, что там жили люди об одной голове и двух ногах.

«Праздник Нептуна» был вторым фильмом Юрия Мамина, короткометражкой.
Сейчас странно вспомнить, но тогда кинематографу уделяли очень большое значение, как и литературе и вовсю приветствовали появление молодых дарований.

Мамин был к моменту выхода его дипломной работы «Желаю вам» уже немолодым – он поздно окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где учился в мастерской Эльдара Рязанова. Ему было 36 лет. А до этого он тоже работал в кино, но в качестве второго режиссера («Фантазии Фарятьева» (1977), «Летняя поездка к морю» (1978) и др.), так как в 1969 году окончил режиссёрское отделение факультета драматического искусства ЛГИТМиКа, где занимался в мастерской народного артиста РСФСР Леонида Макарьева. До кинематографа (до 1976 года) Мамин работал режиссёром драматического театра в городе Великие Луки.

Как я уже писала, в СССР существовала кинокритика, и критики отслеживали даже дипломные фильмы выпускников режиссерских факультетов. О короткометражке «Желаю вам» не написал тогда только ленивый, она шла в кинотеатрах.

Несмотря на такое внимание критики, следующую картину Мамин выпустил только через 4 года. Это и был «Праздник Нептуна».
«Праздник Нептуна» тем более приняли на ура. Он был, действительно смешной. Мы все тогда ждали, когда в добавление к Гайдаю и Рязанову появится еще один яркий режиссер, снимавший сатирические и при этом смешные фильмы.

Мамина с самого начала отмечало то, что он ставил не просто смешные и не просто сатирические комедии – его тянуло на глобальные обобщения.

Есть такое обобщение и в «Празднике Нептуна». Скорее всего, фильм раскрывает некоторые черты русского народа. Герои фильма боятся не смерти, а начальства; при этом каждый начальник сам является подчиненным и боится уже своего начальника. И так до самого верха.

Подчиненные поддерживают своего начальника, потому что, во-первых, он неплохой мужик, если не обращать внимание на мелочи (знакомо, да?), а во-вторых, этого снимут, новый придет, и еще неизвестно, что будет. Нет, старое зло лучше нового, привычнее.

Почему-то у нас никто не ожидает, что вместо старого зла придет новое добро – вот уж чего быть не может, того быть не может. Начальство, власть – это всегда зло, и значит, нужно спасать задницу старого начальника, потому как к нему хотя бы привыкли.

Второй момент, кроме сложных отношений с начальством/властью, касается национальной гордости великороссов. Гордость эта заключается в том, что иностранцы ни в коем случае не должны догадаться о нашей слабости: пусть думают, что мы такие крутые, что просто жуть. Залезть в 30-тиградусный мороз всем городом в прорубь – да легко!

Третий момент – это то, почему мы все время в жопе.
Казалось бы, приняли уже решение что-то сделать, пусть и очень глупое, но с нашей точки зрения обоснованное - поддерживаем своего старого начальника, чтобы не поставили нового не пойми кого, и демонстрируем иностранцам крутость – ну, так что же все застопорилось?! Что стоим-то? А холодно и страшно.
Взяли билет и не поехали – молодцы. Стушевались в последний момент.

И четвертый момент – это почему мы всегда все же со скрипом, но побеждаем.
Потому что все же делаем, то, что хотели, а хотели сделать именно грандиозное, хотя в данном случае, и смешное.
Уже не нужно, потому что иностранцы уехали, но народ ныряет в прорубь. А это зачем? А это, чтобы себя уважать. Стыдно потому что было рисковать своим здоровьем ради спасения начальника или ради того, чтобы пустить пыль в глаза иностранцам. Не стоило оно того.
А вот мы и не затем собрались, а вовсе потому, что просто захотели искупаться в проруби – вот такие мы странные чуваки.

Вот поэтому все и смеялись – хорошо было подмечено.

Большого шума наделал потом фильм «Фонтан». Там уже были сплошные метафоры и обобщения. По большому сталинскому дому пошла трещина. И никому нет до этого дела, кроме главного инженера. Уж он и туда сигнализировал, и сюда, а всем пофигу. Он пытался починить здание своими силами, но становилось только хуже. Наконец, произошла катастрофа. Здание практически рухнуло. Людей эвакуировали, они разожгли в сквере костры, и тут появился большой начальник, которой посмотрел на все это и завил: «Дать людям все!», после чего сел в лимузин и укатил.
А трещина в здании образовалась из-за утечки воды. Фонтан там бил из трубы, но всем было пофигу. Один только старичок-узбек, приехавший в гости к главному инженеру, переживал из-за бессмысленной растраты драгоценной в его местах воды. Он взял и перекрыл воду, отчего ситуация стала только хуже. В принципе, старичок был прав, но по факту именно его действия привели к концу дома.
Фильм сняли в 1988 года.

Там, кстати, был показан новоиспеченный кооператор, торгующий гвоздиками, которые он выращивал у себя дома. Учитывая, что действие происходило в Ленинграде, а Чубайс начинал с кооператива по торговле цветами, можно считать, в фильме были показаны заодно первые шаги будущего приватизатора №1.

Следующим громким фильмом был фильм «Бакенбарды» 1990 года. Тогда все боялись страшного русского национализма, вовлечения молодежи в экстремизм.
Некий похожий на мелкого беса человек (Виктор Сухоруков) делает вроде бы, хорошее дело: организует для приблатненной молодежи, которой нечем заняться, общество пушкинистов. Но под предлогом изучения Пушкина юношам внушают ненависть к инородцам. Используя для отличия бакенбарды и трости, которыми умело пользуются в стычках, декламируют Пушкина под строевой шаг, осуществляют «ночь длинных тростей» и участвуют в политических интригах и пр.
Вот он, ваш Пушкин-то!
Символично, что в 2006 году режиссёр подвергся избиению со стороны подростков по дороге в город Пушкин. По словам Мамина, нападение было совершено антисемитами. Режиссёр отделался сотрясением мозга.

Наконец, в 1993 году Мамин снял «Окно в Париж». В этом фильме режиссер показал отношения России и Запада.
По мнению Мамина, эти отношения опасны для обеих сторон.

Если и есть, что в России хорошего, то это культура, незамутненная коммерческими интересами, и прекрасная молодежь.

Но, вновь прорубив окно в Европу, Россия потеряет свою молодежь, которая захочет перебраться на Запад, а Запад столкнется с нашими преступниками и жлобами. Заодно и культура погибнет.
Лучше было бы вначале самим восстановить дореволюционную культуру, а уже потом открываться Западу.

После «Окна в Париж» Мамин снял еще только одну смешную комедию без всякого социального контекста «Горько» (1998 год).

Он снимал еще что-то, но эти фильмы успеха уже не имели. Не знаю, в чем дело. То ли режиссер постарел, хотя 1998 году ему 52 года, то ли сказался экономическим кризис, после которого многие не сумели восстановиться.

Казалось бы, в нашей современной жизни поводов для сатиры никак не меньше, чем раньше, но Мамин больше ничего такого не снял, что жаль.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Метки:

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

(Анонимно)
1 дек, 2018 11:27 (UTC)
Самый зачотный у Ю.Мамина фильм "Горько"."Бакенбарды" тоже довольно лулзовый.Остальное так себе "филитоны".

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow