?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В августе этого года умер писатель Владимир Шаров (1952 г.р.). Он болел около года.

Как только он умер, стали много о нем писать, а в магазинах появились на видном месте его книги.
Так я с запозданием прочла несколько из них.
Прежде я читала рассказы его отца – фантаста Александра Шарова (1909-1984). Ничего из них не помню – запомнилась только «круглая» фамилия. Оказывается, это псевдоним, хотя и собственная фамилия не самая обычная – Нюренберг. Назвали в честь города.

Родители Александра Шарова были членами Бунда. Оба были репрессированы, но мать расстреляли в 1938 году, а отец умер в заключении в 1949 году.

Все-таки удивительны судьбы людей. Мать А. Шарова в девичестве имела фамилию Липец. Она родилась в купеческой семье в Бердичеве, но в 1902 стала членом Бунда («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»). С чего, спрашивается? Училась в Париже. Имела псевдоним Фаина Нюрина.

В советское время женщина делала хорошую карьеру: была членом комитета Киевского губернского отдела народного образования, заведующей секцией в собесе, в ряде мест выбиралась членом Совета рабочих и крестьянских депутатов. В июне 1922 переехала в Москву, и её назначили в женский отдел ЦК ВКП(б), где она проработала более шести лет.
28 сентября 1928 Совнарком РСФСР утвердил Ф. Е. Нюрину членом коллегии Наркомата юстиции, который тогда возглавлял Н. М. Янсон, бывший одновременно и Прокурором РСФСР. В Наркомюсте РСФСР с 1 октября сразу же она возглавила отдел общего надзора в прокуратуре. В мае 1934 Прокурором РСФСР был назначен В. А. Антонов-Овсеенко, Фаина Ефимовна вначале временно исполняла обязанности заместителя прокурора, а затем была утверждена в этой должности.

В 1937 уволили с работы, в 1938 году расстреляли.

Сыновья Нюриной взяли псевдонимы Шаров и Ниточкин. Ниточкин был конструктором промышленных холодильных установок, был награжден госпремиями. Шаров воевал, после войны стал писателем, писал большей частью сказки для детей. Сам же он, к сожалению, очень много пил, и это первое, что о нем вспоминают.

А вот внук Нюты Нюриной писал фантастические романы на исторические темы. Важными темами для него были христианство, раскол русской церкви, еврейство, русская революция, Россия.

Более всего он пытался связать христианское мессианство России с идеей построения социализма в СССР.

Роман «Репетиция» был написан в 1988 году.
Рассказ идет от первого лица, но сам рассказчик никак не участвует в событиях. Он – историк, в руки которого попали некоторые документы, о которых он и рассказывает читателю.
В первую очередь это была рукопись на бретонском языке, которую хранили раскольники. Где Бретань и где Сибирь?

Но оказалось, что при царе Алексее Михайловиче волей судеб в Москву попал владелец передвижного театра Сертан. Свою труппу он растерял во время ряда трагических событий, когда ездил с представлениями по Польше. А представляла его труппа большей частью сцены из жизни Христа.
Я не буду рассказывать о жизни Сертана до того, как он попал в Москву, хотя там целая история.
Сертан скоро понял, что в Москве театры не нужны и стал проситься домой, но его не отпускали. Неожиданно он вдруг потребовался опальному патриарху Никону.

Никон в это время занимался строительством Новоиерусалимского монастыря.
Это был грандиозный проект. Никон хотел не больше, не меньше, как перенести Святую Землю из Палестины под Москву.
Резоны его были такие: в Палестине сейчас арабы, Святая Земля опоганена. Рим, Европа предали истинную христианскую веру – они католики. Константинополь пал. Центры древнего христианства оккупированы турками. Так где осталось настоящее христианство? Только в Московии.
Именно Москва теперь должна распространять христианство. Поэтому естественно перенести Иерусалим под Москву.

Сказано – сделано. Лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания.
Никон хотел расширить свою деятельность дальше – перенести всю Палестину под Москву с точным воссозданием рельефа, поселений.

Он хотел успеть к 1666 году. Дело в том, что в Европе ожидался конец света (сами понимаете – три шестерки), но и у нас, хотя летоисчисление было другое, тоже его не исключали. В свое Второе пришествие Христос должен был отправиться в Храм, а в Палестине-то храма нет. Значит, его нужно построить под Москвой, и тогда Христос появится там.

Но был у Никона и еще один замысел. Он хотел устроить мистерию, полностью воспроизводящую жизнь Христа. Никон думал сыграть ее на Пасху и пригласить царя, а там, глядишь, царь к нему подобреет.
С этой целью и был вызван Сертан. Ему дали большие полномочия: все, что требовалось для сооружения грандиозных декораций и право отбирать приписанных к монастырю крестьян для участия в спектакле.
И вот Сертан набрал множество народа: помимо учеников Христа, будущих апостолов, были учтены, например, все люди, собравшиеся в Кане Галилейской на свадьбе, где Христос превратил воду в вино; все люди, которые толпились у Храма, когда Христос выгнал оттуда торговцев и сами торговцы; римские солдаты; фарисеи; бесноватые, которых Христос излечил.

Крестьяне должны были регулярно участвовать в репетициях. Для того, чтобы они могли лучше исполнять свои роли, Сертан очень подробно рассказывал им о Христе, о Палестине, о евреях и их обычаях. Ранее крестьяне ничего этого, разумеется, не знали.
Там была загвоздка с евреями. Кто должен был их играть? Никон крестил всех евреев, которые попадались на его пути, и хотя, они не были частыми гостями в Москве, какое-то количество крещеных евреев имелось. Но эти люди ни за что не хотели играть евреев, требующих распять Христа – они подозревали, что за это на них опять начнутся гонения. Пришлось выбирать евреев, в том числе и первосвященников, из крестьян.
Сертан мог наблюдать, как крестьяне под воздействием его рассказов и репетиций внутренне менялись. Они действительно превратились в библейский народ.

Только на роль Христа никто не избирался. Сертан ждал сигнала от Никона – тот молчал. У бретонца даже сложилось впечатление, что Никон сам себя считает Христом: уж больно часто он рассказывал о случаях чудесного спасения и чудесного возвышения, случившихся в его жизни. Он рассказывал, что мачеха несколько раз пыталась его извести: отравить, сжечь в печи, но бог спас ребенка. Никон рассказывал, как царь прислушался к нему и выполнил его требования – это было не меньшим чудом.

С чего же Господь так заботился о Никоне?

Но была и другая возможность. Когда актеры шли как бы по улицам Иерусалима, окружая невидимый крест, то казалось, что посередине толпы есть кто-то невидимый.
И актеры сами это чувствовали. У них сформировалось убеждение, что когда они полностью сыграют мистерию, Христос объявится.

Никон планировал, что представление случится, когда в Новый Иерусалим приедет царь, но из этого ничего не вышло. Никона отправили в ссылку, а Сертана и его актеров отправили в Сибирь на поселение. По дороге Сертан умер.
Многие крестьяне тоже умерли, но примерно половина добралась до места. Они построили дома, стали пахать землю, платить оброк.
Внешне это была самая обычная деревня, но внутри ее шла тайная жизнь. Крестьяне по прежнему репетировали свою постановку, потому что они продолжали ожидать пришествия Христа. Сертан стал для них еще одним пророком. Они берегли тетрадь с набросками сценария и дневниковыми записями. Прочесть они их не могли, но и без этого помнили и передавали из поколения в поколение то, что им говорил бретонец. Например, он говорил, что апостола Петра может играть мужчина от 30-ти до 50-ти лет. Соответственно, Петра выбирали в 30 лет, а в 50 он покидал свой пост- именно пост, потому что его роль предполагала главенство в общине.
Потомки первых актеров продолжали играть те же роли. Из одной семьи выбирали, например, Петра, Каифу и солдата; из другой семьи выбирали бесноватых.

Христиане, римляне, волхвы и евреи жили по отдельности. И у каждой группы были свои обязанности. Апостолы были главами общины – они принимали решения. Римляне отвечали за связь с властями, были законниками. Волхвы наладили общение с якутами.
Евреи соблюдали еврейские законы так, как им рассказывал Сертан. Со временем в Сибири появились настоящие евреи. От них узнавали о других обычаях еврейского народа, уточняли те, что освоили.

окончание https://uborshizzza.livejournal.com/4946180.html


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 5 комментариев — Порадовать комментарием )
proseka199
7 дек, 2018 20:14 (UTC)
А книгу "Человек-горошина и простак" читали?
serega133
7 дек, 2018 20:42 (UTC)
Хорошая сказка.
proseka199
7 дек, 2018 21:26 (UTC)
Особенно с оригинальными рисунками :))

"...нажарила полную сковороду картошки.." - блаженство! :)))
( 5 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow