?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В «Новой газете» - интервью профессора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Григория Юдина.
Почитайте. По-моему, в нем много верного.

«Российские социологи часто используют модель homo soveticus. Из нее следует, что основные черты «советского человека» — это пассивность, инфантилизм и патернализм, которые несовместимы с индивидуалистической этикой современного капитализма. Якобы в современной России это до сих пор доминирующий социальный тип. Есть представление, что в СССР был выведен некоторый новый антропологический вид, причем страшно резистентный. Его ничего не берет, он в состоянии разрушить любые институты, которые нацелены на его трансформацию. Среди его типичных качеств конформность, патернализм, любовь к уравниловке. В общем, малоприятный тип, который у любого нормального человека вызывает отвращение. В основе же всего этого лежит коллективизм и ненависть к индивидуализму, с которыми ассоциируется советский человек.
Здесь мы попадаем в довольно странную ситуацию. Все исследования показывают, что оснований думать таким образом ни о советском, ни о сегодняшнем российском человеке у нас нет. У современного россиянина наблюдается как раз чрезмерно выраженная индивидуалистическая ориентация. По крайней мере, именно об этом свидетельствуют международные исследования ценностей, которые позволяют сравнивать Россию с другими странами.

В этом нет ничего удивительного, потому что институты коллективной жизни, которые уравновешивали бы индивидуализм, у нас не развиты. Они в значительной степени подавлялись уже в позднесоветское время, а потом ими вообще никто не занимался. Начиная с девяностых мы строили либерально-демократическое общество, но из этих двух компонентов думали только об одном. Мы импортировали либерально-демократическую систему в урезанном виде — либерализм без демократии.

Главными задачами было построить рыночную экономику, обеспечить экономический рост, создать конкуренцию, вынудить людей быть предприимчивыми под угрозой выживания и научить их, что никто о них не позаботится, если они не позаботятся о себе сами. Сегодня уверенность в том, что помощи ждать неоткуда и каждый должен спасать себя сам, стала для россиян основным принципом жизни
В результате усилилось радикальное отчуждение между людьми и не возникло веры в коллективное действие.
Развитием местного самоуправления в 1990-е годы практически не занимались, а потом его вообще начали целенаправленно душить. Не занимались низовой инициативой и профессиональными ассоциациями: напротив, во всех областях, которые традиционно управлялись профессионалами, мы видим теперь бесконечную власть менеджеров и администраторов. Классический пример — это медицина. Врачи по всей стране стонут от объема отчетности, которую их заставляют производить бюрократы. Создается странная извращенная мотивация через выполнение показателей и зарабатывание денег, хотя ни то, ни другое для профессионалов не характерно — профессионалы работают за уважение со стороны общества, потому что их труд признается и ценится.
Наша проблема в том, что в России господствует агрессивный индивидуализм, который подпитывается страхом и превращается в жесткую конкуренцию, тотальное взаимное недоверие и вражду. Заметьте, что в России личный успех как раз очень ценится: включите любое телевизионное ток-шоу, там в качестве образцов предъявляются звезды, которые удачно сделали карьеру или бизнес, — а вовсе не те, кто что-то делает для общества.
Мы часто принимаем за коллективизм зависть, неумение поддержать инициативу и развитие другого человека, понять их ценность для себя. Но это как раз проблема отсутствия общей коллективной базы — почему я должен радоваться твоим успехам, если каждый сам за себя? Точно так же уважение к правам других индивидов появляется, только если есть коллективная деятельность по защите общих прав. Только в этом случае я знаю, какова их цена, и понимаю, что от ваших прав зависят мои собственные, что мы находимся в одной лодке.

Ключевое слово, описывающее обыденную мораль в России, — это именно «цинизм». Весь разговор об общем благе стал неловким: это повод сделать так, чтобы над тобой посмеялись. Мол, где ты это общее благо вообще видел — ты что, не знаешь, как мир устроен? Такая этическая установка — это и есть следствие отсутствия баланса, результат неразвитости коллективной жизни.

Самое интересное, что мы вообще-то со смехом относимся к пропаганде советского времени, но когда речь заходит про советский коллективизм, то мы почему-то продолжаем этой пропаганде верить. СССР нет уже 30 лет, но мы продолжаем считать, что советские люди были настоящими коллективистами. Хотя что было такого коллективного в позднесоветский период — непонятно. Однако верить в историю про страшного советского коллективиста очень удобно — это позволяет скептически созерцать вместо того, чтобы действовать, а заодно и выдавать себе порцию поглаживаний (ведь я-то не такой, я ценю личность и индивидуальность).

Российские элиты ни в каких формах не терпят самоорганизацию — она подавляется независимо от того, как настроены люди. Мы видели целый ряд случаев, когда люди самоорганизовывались, чтобы реализовать какую-то (мне, например, совершенно не близкую) ультраконсервативную повестку, и немедленно получали по рукам от полицейских органов. «Не надо, — говорят им. — Мы сами вам скажем, когда выходить на улицу и махать флажками».

Государство — это то, что мы сами учреждаем, а не какая-то автономная от нас сила, с которой о чем-то можно договориться. Но мы начинаем верить, что государство — это действительно люди, которые сидят в Кремле. Поэтому граждане начинают испытывать целый набор комплексов, которые мешают им требовать своих прав: люди чувствуют себя виноватыми перед государством, потому что не выполняют какой-то мнимый общественный договор, не платят налоги, дают гаишникам взятки и при этом смеют требовать чего-то от государства. Чиновники очень любят их за это стыдить.
Но государство — это не какие-то ребята в Кремле, это мы с вами и есть.
Каждый раз, когда возникает какой-то вопрос об обязательствах государства, людям говорят, что они сами виноваты во всех проблемах. Это очень хорошо видно на примере обращения с заемщиками в секторе потребительского кредитования, где мы недавно делали исследование. Когда у заемщиков возникают трудности, им говорят: вы лентяи, бездари, халявщики и сами приняли на себя этот риск. Причем не важно, почему и при каких условиях они брали заем, почему не могут его отдавать, не обманул ли их кто-то и так далее, — в любом случае надо было больше работать и не быть лопухом. Перенос ответственности и постоянная виктимизация человека — это типичный признак отсутствия солидарности. Нам слишком страшно, что с нами может случиться то же, что с жертвой, поэтому мы пытаемся убедить себя: нет, нет, это просто она сама виновата, я не такой, я сильный, со мной такого не произойдет…

По всем фронтам социальной сферы мы давно видим ползучую коммерциализацию. В здравоохранении этот тренд сначала был более-менее скрытый, когда все понимали, что врачу надо давать деньги, даже если услуга формально бесплатная. Но сейчас это потихоньку легализуется: от врачей чиновники уже прямо требуют переводить пациентов на коммерческие услуги. Деятельность врачей привязывается к индикаторам эффективности и доходам, которые они приносят. То же самое происходит с образованием и наукой. Так что я не вижу никаких оснований говорить, что у нас есть или было социальное государство. Социальное государство — это поддержка. А у нас есть недоотобранные трансферты.

Когда мы говорим о том, что в России не хватает коллективной жизни, это означает, что на нее всегда есть запрос. Мы видим по целому ряду признаков, что людям, вообще говоря, тяжеловато без этого. Это не только наша проблема: все сейчас начинают говорить о том, что одна из главных тенденций сегодняшнего либерального и постлиберального мира — это возвращение идентичности. Какое-то время казалось, что мы переходим в гибкий мир, где каждый конструирует себя сам, выбирает себе уникальную идентичность по нраву. Но сейчас мы видим, что по всему миру люди пытаются вернуться к корням.Отсюда правый поворот, усиление консервативных политиков, которые не предлагают внятных программ, но апеллируют к пробуждающимся эмоциям.

Проблема сегодняшней России: люди не очень понимают, в чем состоит смысл, каковы общественно признанные цели жизни. Инициатива снизу подавляется, а единственный образец, который предлагается, — это повышение стандарта потребления. Но потребление не дает смыслов, ради которых стоило бы жить. Мобилизация 14-го года показала, что никаких «консервативных ценностей», которые, по идее, могли бы заполнить этот вакуум, у нас нет.

Есть гипотеза, что протестные настроения россиян канализируются в основном в частную сферу, поэтому идеальный «герой сопротивления» — это самозанятый. Он печет дома зефир, ему плевать на государство, он не платит налоги и не пользуется медицинским страхованием.Но есть одно «но». Грубо говоря, фарцовщик самостоятелен и смел, но он не может решить проблему запроса на коллективность. Сегодня это бегство в одиночку, почти врассыпную. Ведь сам по себе побег от государства государству очень удобен. Это же для государства двойной профит: во-первых, это самостоятельные люди, они о себе позаботятся, с ними не надо делиться; во-вторых, они не будут предъявлять никаких политических требований и не создают никакой угрозы порядку. Абсолютно идеальные люди.

Можно сказать, что в последние годы в российском обществе исчезли полутона. Ты либо с нами, либо против нас. Это называется поляризацией. Ее сознательно навязывают россиянам, ставя в ситуацию, когда нужно выбирать между лагерями, — причем по совершенно надуманным или вымышленным поводам. «Либо ты поддерживаешь российское государство, либо украинское». Я бы не переоценивал ее воздействие: всё же россияне в целом очень аполитичны и обычно стараются избегать конфликтов из-за политики.
Гораздо хуже другое — это искусственная повестка, которая отвлекает от реальных проблем: от неравенства, от концентрации власти, от коррупции. Очень удобно подменять внутреннюю политику внешней. Это позволяет дискредитировать не каких-то конкретных оппозиционеров, а саму идею оппозиции.

Власти платят за политику атомизации тем, что они не видят ничего, чего не создают сами. Они не верят в демократическую мотивацию, а верят только в то, что все кругом технология, все продается и покупается. Поэтому каждый раз самоорганизация людей для них становится сюрпризом. История с протестами после думских выборов — сюрприз. История с выборами мэра Москвы в 2013 году — сюрприз. История с прошлогодними демонстрациями — сюрприз. Сейчас губернаторские выборы — снова сюрприз.

Главная интрига сегодня — вокруг чего может совершиться такое объединение. У нас очень большой перекос в сторону централизма, и очевидна тенденция к возобновлению локальных повесток. Люди хотят коллективности на местах, поэтому одной из важных тем стали муниципальные и региональные выборы. Если сейчас попытаются в Конституцию еще больше элементов централизма добавить, то федералистская реакция будет еще сильнее.
Судя по тому, куда мы движемся, ключевой темой в мире и в России становится неравенство. Неравенство порождает целый ряд требований, которые людям хорошо понятны. Прежде всего это требование достойной жизни, поскольку ее сейчас нет: мы видим, как люди вынуждены заходить в глубокие кредиты, чтобы обеспечить себе существование.
Человек вообще не хочет жить по нормам прожиточного минимума. Человек стремится к справедливости — распределение ресурсов в обществе должно быть людям понятно. Это не значит, что все хотят быть миллиардерами или быть богаче всех — вообще-то людям это обычно не нужно. Проблема в том, что когда в стране такое неравенство, как в России, его невозможно ничем оправдать. У российских элит такое количество денег, что они не знают, куда их девать, — и поэтому их образ жизни становится откровенно вызывающим. Россиян одновременно привлекает и раздражает образ жизни российских олигархов. Или, например, высокооплачиваемых футболистов, которые всерьез поверили, что деньги делают их всемогущими.
Людей за пределами столиц раздражает неравенство между Москвой и регионами. Возникает вопрос: «Чем я хуже? Я честно работаю, но почему-то не могу себе этого позволить. Чем я хуже тех же москвичей, которым я проигрываю по зарплате в два или в три раза?» Хочется перенять такой потребительский стиль — но для этого люди загоняют себя в кредиты.
При этом в России замкнуты почти все социальные лифты. Подавляющее большинство людей готово работать и зарабатывать, но движение вверх блокируется.

И возможностей поменять систему тоже нет: российские богачи — это и есть главные российские чиновники, и они никому не готовы отдать власть. Экономическое неравенство переходит в политическое».


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 40 комментариев — Порадовать комментарием )
blade_g
20 дек, 2018 10:09 (UTC)
бла бла бла
ни о чем
непонятен процесс трансформации из хомо советикус в россиянца- индивидуалиста.И честно говоря крокодиловы слезы по общественному благу задрали. Его, общественное благо, продвигают отъявленные циники.
0ratoria
20 дек, 2018 10:22 (UTC)
У нас не строят никакой капитализм, у нас строят феодализм, где есть "аристократы" и бесправная "чернь", все права которой - работать на рабовладельца и помереть. Предпринимательство душат - не дай бог чернь разбогатеет. Коллективизм тоже душат - не дай бог революцию устроит.
(без темы) - dietolog - 31 дек, 2018 12:43 (UTC) - Развернуть
iglebor
20 дек, 2018 10:25 (UTC)
Первый же ответ - буквальное подтверждение одного из тезисов статьи ("Ключевое слово, описывающее обыденную мораль в России, — это именно «цинизм». Весь разговор об общем благе стал неловким: это повод сделать так, чтобы над тобой посмеялись. Мол, где ты это общее благо вообще видел — ты что, не знаешь, как мир устроен? Такая этическая установка — это и есть следствие отсутствия баланса, результат неразвитости коллективной жизни."). Без малейшей попытки аргументированно его оспорить.
Забавно. Я уже давно заметил, что люди в сети реально глупеют - не физиологически, конечно, а просто отвыкают думать, осваивая вместо этого нехитрые приёмы перебранки.
deadmanru
20 дек, 2018 12:57 (UTC)
>"Ключевое слово, описывающее обыденную мораль в России, — это именно «цинизм». Весь разговор об общем благе стал неловким: это повод сделать так, чтобы над тобой посмеялись. Мол, где ты это общее благо вообще видел — ты что, не знаешь, как мир устроен?

Мой кореш, адвокат, 3 года назад защищал деда 75-и летнего, тот такую худую голодную девочку 7 лет пригласил домой покормить. Девочка пришла домой и сказала маме, что дедушка ее за писю потрогал, девочка из неблагополучной семьи была, какая там мама понятно. Деду, после признания, дали 5 лет, если б не признался, то дали бы 7. Сказал, что пять лет прожить и умереть на воле шанс есть, а 7 точно не протянет, поэтому и подписал признание. Дед самый обычный не уголовник, бабка умерла не задолго до этого. (С) Андрей Симонов

Конечно цинизм. Если не хочешь сдохнуть в тюрьме. Так что пусть девочка дохнет с голоду, баба в озере-реке-море тонет, пусть бабу в кустах таджики насилуют. Какие законы и какое общество, такое и поведение отдельных членов этого общества.
Весьма сумбурная статья. - (Анонимно) - 20 дек, 2018 14:26 (UTC) - Развернуть
uelfrjd
20 дек, 2018 10:52 (UTC)
не согласен с тем что ребята сидящие в кремле - государство, хотя они сами так думают. все понимают что это организованная преступная группа захватившая власть
deadmanru
20 дек, 2018 12:51 (UTC)
>Заметьте, что в России личный успех как раз очень ценится: включите любое телевизионное ток-шоу, там в качестве образцов предъявляются звезды, которые удачно сделали карьеру или бизнес, — а вовсе не те, кто что-то делает для общества.

Может оторвётесь от телевизора? А в реальной жизни...

"Жительница Липецкой области призналась, что трёхлетнюю малышку она убила как свидетеля.
22-летняя девушка из города Грязи Липецкой области осуждена на 18,5 года за убийство своей подруги и её трёхлетней дочки. Она жестоко расправилась с 21-летней липчанкой и ребёнком из зависти. Более того, на допросе она призналась, что это чувство возникло у неё внезапно.
Убийство произошло 28 октября 2017 года. Жительница Грязей приехала в гости к своей школьной подруге. В какой-то момент схватила нож и нанесла множественные удары по липчанке. Всё это произошло, пока муж жертвы был на работе.
Позже девушка также призналась, что трёхлетнюю девочку убила из-за того, что та стала свидетелем жестокой расправы. Тело ребёнка нашли на балконе. Убийца также нанесла ей множественные ранения.
После расправы она смыла с себя кровь, взяла с собой ноутбук и документы жертвы и заперла квартиру на ключ. Однако её задержали по горячим следам. Экспертиза признала девушку полностью вменяемой.
При этом известно, что жительницу Грязей перед убийством отчислили из института, у неё не было постоянной работы и квартиры."(С)

И в детстве помню в сельской местности. Люди которые не хотят работать, любят поспать-водку попить люто ненавидели тех, кто не пил и много работал...Из зависти. У этих всё есть, а у меня ничего нет. Где ты Владимир Ильич?! Даёшь лозунг экспроприация экспроприаторов! В годы революции все люмпены были за советскую власть! Становой хребет советской власти же. Правда потом внезапно оказалось, что всё имущество РИ прожрано и продано и нечем уже поживиться. Пришлось НЭП вводить.
В сельской местности всё видно сразу, кто и какой человек.

> Из нее следует, что основные черты «советского человека» — это пассивность, инфантилизм и патернализм, которые несовместимы с индивидуалистической этикой современного капитализма

Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти[1]. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

В СССР власть народ сажала-стреляла, если народ чего то там права качал. Типа поставки еды в Турцию-Испанию-Финляндию и т.д.
-У нас же самих дети голодают! Какая помощь?
-Ага, контрреволюционная агитация. 10-15 лет!
Ну и много умных найдётся, чего либо говорить или делать, чтобы по голове получить?

И в РФ сегодня точно такая же ситуация. Если народ чего то начнёт требовать, неправильную партию создавать-все недра должны принадлежать народу и т.д. их быстро давят силами МВД-ФСБ.

>профессора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Григория Юдина.

Мудак он, а не профессор.
namezeroisok
20 дек, 2018 13:13 (UTC)
Да. СССР вырастил общество феноменальных индивидуалистов. И самый яркий пример, так называемая оппозиция. Власть на их фоне, прямо образец солидарного поведения и заботы об интересах общества.
valerie_livina
20 дек, 2018 14:54 (UTC)
Это началось давным-давно, когда вместо земств (с работающей системой управления через все слои общества) были введены советы, которые заполнили пронырливые аферисты-пропагандисты, алчущие власти при нищем распределителе.

Все корни проблем современной России - в революциях 1917 года.

(без темы) - namezeroisok - 20 дек, 2018 16:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valerie_livina - 20 дек, 2018 17:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - namezeroisok - 20 дек, 2018 18:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valerie_livina - 20 дек, 2018 19:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - namezeroisok - 20 дек, 2018 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ars_el_scorpio - 21 дек, 2018 12:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valerie_livina - 21 дек, 2018 12:06 (UTC) - Развернуть
lev_davidovich
20 дек, 2018 14:32 (UTC)
Вот за что я и не люблю юриспруденцию, за то, что пруденция - образец голого цинизма.
Про индивидуализм. Уже на втором-третьем витке развития возникает вопрос - а на зачем тогда Государство ? Вот поэтому и оставляют рудименты коллективизма - так называемое местное самоуправление. Но на уровне многоквартирного дома максимум. Выше низзя - появится чувство коллективной силы.
1_na_vetru
20 дек, 2018 19:57 (UTC)
А помните,как Иванов на полном серьезе предлагал из сотрудников ФСБ сформировать новое дворянство7
v_lechenko
21 дек, 2018 20:14 (UTC)
Профессор ВШЭ -это в переводе на нормальный язык - паразит, вредитель и враг народа... Посмотришь на этих юдиных-чубайсов да по плакальщиков по "земствам" и поймешь лишний раз - как в сущности правильно поступали наши предки в 17м выводя всех подобных в расход. И как жаль что с ними в 91не поступили как китайцы со своими интеллигентами в 89м
dietolog
31 дек, 2018 18:45 (UTC)
Личинка, твои гайдарочубайсы по мышлению суть те же большевики - только с обратным знаком. Гайдар-дед считал, что враги коммунизма должны сдохнуть, его внку относился так же к врагам рынка.
Etshe chego zahoteli
22 дек, 2018 11:40 (UTC)
"во всех областях, которые традиционно управлялись профессионалами, мы видим теперь бесконечную власть менеджеров и администраторов." - это проблема отнюдь не исключительно российская, от нее во все возрастающей степени страдает и "запад". При этом еще неизвестно, кто больше.

"Но государство — это не какие-то ребята в Кремле, это мы с вами и есть" - грубейшая ошибка. Автор перепутал (или сознательно подменил?) понятия "государство" и "общество".
solar_nightmare
31 дек, 2018 05:00 (UTC)
Патентованный инфантилизм - это сейчас.
Сидеть на мягком диванчике в интернетике и ни хрена не делать.
dietolog
31 дек, 2018 12:43 (UTC)
Потому что не барское это дело!
(без темы) - solar_nightmare - 31 дек, 2018 13:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dietolog - 31 дек, 2018 14:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - solar_nightmare - 31 дек, 2018 14:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dietolog - 31 дек, 2018 16:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - solar_nightmare - 31 дек, 2018 16:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dietolog - 31 дек, 2018 16:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - solar_nightmare - 31 дек, 2018 16:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dietolog - 31 дек, 2018 16:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - solar_nightmare - 31 дек, 2018 17:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dietolog - 31 дек, 2018 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - solar_nightmare - 31 дек, 2018 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dietolog - 31 дек, 2018 18:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - solar_nightmare - 31 дек, 2018 19:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dietolog - 31 дек, 2018 19:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - solar_nightmare - 31 дек, 2018 19:53 (UTC) - Развернуть
( 40 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow