?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Чтобы попасть в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, можно ехать с Рижского вокзала до станции Новоиерусалимской. Это около 1 часа 20 минут со всеми остановками.
Это в 60 км от Москвы.

Электричка ходит 2 раза в час.Можно ехать и до Истры - тогда поездов еще больше. Но я советую - до Новоиерусалимской.

Сойдя с поезда, нужно выйти на Волоколамское шоссе - тогда попадаешь на тропу паломника.

Идти там примерно полтора км. под горку. Дорога очень приятная.

Далее нужно перейти реку Истру.

Вдали виден монастырь. Его заложил патриарх Никон в 1656 году. Никон был патриархом с 1652 по 1666 год.

Никон родился в крестьянской семье, рано лишился матери. Мачеха, о его словам, неоднократно пыталась убить мальчика, но бог его спасал. Он сам пошел учиться в монастырь, проявил большие способности, но тогда постриг не принял, а по настоянию отца женился. Монахом он стал, когда от эпидемии умерли все его дети. Жену он тоже уговорил уйти в монастырь.
Никон попал в Москву к патриарху Иосифу и пришелся по душе царю Алексею. Тот любил разговаривать с ученым монахом. Когда Иосиф умер, то Никона избрали патриархом, чтобы угодить царю.
Никон взял с царя обещание, что тот не будет вмешиваться в церковные дела. Он также настоял на том, чтобы в Москву перенесли прах митрополита Филиппа, имевшего конфликт с царем Иваном Грозным.


Но потом между Алексеем и Митрополитом возник такой же конфликт, как у Филиппа и Ивана Грозного.
Никон удалился в новый Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1666 году его отстранили от патриаршества и сослали в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
Царь Федор Алексеевич велел вернуть Никона из ссылки. Тот направлялся как раз в Новый Иерусалим, но по дороге умер. Это было в 1681 году.Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек (придел Адамовой главы (придел Мелхиседека).
Мелхиседек - священник, который жил в Иерусалиме во времена Авраама. Встретил Авраама хлебом и солью, когда тот прибыл в Иерусалим. Образец идеального священнослужителя.У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию, он остается священником навсегда. Уже по этому завещанию Никона ясно, какого он был о себе мнения.

В обвинениях, по которым Никон был лишен сана, фигурирует и строительство Новоиерусалимского монастыря.
"1. Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу патриарха.

2. Никон не смирился и не стал каяться, а совершал хиротонии в новом месте, строил новые монастыри, которые назвал «неподобающими словами и суетными именованиями»: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым он ругался божественным и глумился святым, прославляя себя патриархом Нового Иерусалима, похищая разбойнически, и если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства.

3. Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом.

4. Никон написал личные письма патриархам, в которых писал про царя Алексея, что царь «латиномудренник, мучитель и обидник, Иеровоам и Озия» и то, что Российская церковь в латинские догматы впала, больше всего обвиняя в этом Паисия Лигарида.

5. Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.

6. Своего духовного отца Никон два года немилостиво бил и ему наносил язвы, после чего патриархи сами видели духовника Никона «всеконечно расслабленным»"

Теперь к вопросу о том, зачем Никон переименовывал подмосковные речки и холмы в библейские топонимы.
Он считал, что раз Святая Земля в Палестине осквернена арабами, а Византии больше нет, то единственная Святая Земля - это Россия. Поэтому логично перенести все, что есть ценного в Палестине, под Москву.
Сказано - сделано. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете.
Сейчас от этого мало, что осталось.
Вот уж кого нельзя было назвать ортодоксом, так это Никона. Он вовсе не нуждался в исторических привязках - Палестина для него не реальное место, а идея.

Монастырь окружен мощными стенами. Крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская
Но враги тем не менее смогли взорвать монастырь. Случилось это в 1941 году.


Западный вход с Елизаветинской надвратной башней.




Храм Рождества Христова с трапезными палатами. То есть, в пределах одного монастыря - вся земная жизнь Христа от рождения до смерти. И воскресение, конечно.


Воскресенский собор (1656—1685) создан по образу и подобию Храма Гроба Господня. Те, кто были в Иерусалиме, скажут, что сходство небольшое. Но ведь Храм Гроба Господня со времен Никона и по наше время подвергался изменениям. Известен пожар 1808 года, когда сгорел деревянный шатёр над Анастасисом и была повреждена кувуклия. Однако в 1808—1810 годах ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времён Константина Великого. Храм Гроба Господня также пострадал от землетрясений 1927 и 1934 годов.



Об иерусалимском храме строители могли судить по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий и по обмерам палестинской святыни, приведённым в иеромонахом Арсением.

В 1941 году собор лишился куполов, колокольни, шатра, но помещения до уровня второго яруса сохранились. С 1942 года началась научная реставрация. В 1975 году была возведена глава центральной части собора. Критике подверглась форма купола, представлявшая собой нечто среднее между шлемовидной и луковичной, тогда как старый купол был шлемовидным, отмечалось искажение формы креста. Было также выявлено увеличение высоты главы по сравнению с довоенной более чем на 0,5 м. В 1982—1983 годах реконструированы керамические подвески и наличники (убранные ещё во время ремонтных работ XVIII века) большой главы. Таким образом, глава получила архитектурную керамику, подобную украшениям XVII века, а не декор XVIII-го, сохранявшийся до её разрушения. В 1983 начались работы по восстановлению шатра. Решение выполнить конструкцию из металла не оспаривалось, но многие специалисты выступали против увеличения высоты шатра на 2 м, предусмотренного проектом. В 1991, 1992 и 1993 годах были смонтированы соответственно окна-люкарны первого, второго и третьего ярусов.


В 2007 году премьер Медведев велел ускорить работы. Все было закончено к 2016 году. Теперь уже никакой критики не было. Зачем люди 65 лет делали макеты и спорили по поводу каждого кирпича? Вот тщета человеческих усилий! Не надо было этих заморочек! Никон тоже не заморачивался. Восстановление провели, наконец, по-никоновски ударными темпами. Все было закончено к 2016 году. Теперь уже никакой критики не было. Но зато богато.

Я была здесь в 2011 году - колокольню еще не восстановили.


Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады.Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната — символ мученической смерти или глаз на пере павлина — символ Воскресения Христова.

Красивые зеленые изразцы на верхнем этаже - это паперть Голгофской церкви.

Церковь святых равноапостольских Елены и Константина. Снаружи видны только главы, а сама церковь с ее приделами углублена в землю.






Внутри Воскресенского собора.


В 2011 году, когда я ездила сюда на экскурсию, ничего этого не было - только серые стены. Но на более ранних снимках видны сильно поврежденные старые фрески, остатки плитки. Все это было замазано, а потом сделано заново.



Кувуклия - место над пещерой, где лежало тело Христа. Там внутри есть камень, на котором сидел ангел, когда в пещеру вошли жены-мироносицы.

Говорят, что наша Кувуклия больше похожа на ту, что сгорела в 19 веке, чем та, которую можно видеть сегодня в Иерусалиме.

Только в этом храме каждое воскресенье служат пасхальную службу.

Выглядит все грандиозно, но Никон мечтал о большем: хотел, чтобы в соборе было 365 приделов по числу дней в году. Вот размах был у человека!

Кто обеспечивал все это великолепие? Простые крепостные крестьяне, которых согнали на строительство и обложили податями. Перед секуляризацией церковных земель Новый Иерусалим владел 13 935 (по другим данным — 16 287) душами мужского пола и 22 000 десятин земли. И это в 18 веке. При Никоне крепостных было больше, потому что он забрал земли и крестьян у Иверского и Крестового монастырей.

Плита миропомазания.
Любопытно, что в Кувуклию стоит большая очередь, и у плиты много людей. И люди ведут себя так, будто это подлинная плита и подлинная пещера. Но никто этим не заморачивается, и копия подобна подлиннику, как список с чудотворной иконы подобен ей самой.
В 2016 году были археологические работы в Храме Гроба Господнего в Иерусалиме. Наука до сих пор не может ни подтвердить, ни опровергнуть предположение о том, что плита, почитаемая христианами всего мира, служила местом погребения Христа.

Двуглавый орел над южными вратами.



Изразец с рогом изобилия. В разрушенном храме изразцы были из мастерских нашего Измайлово.

Голгофа:


Вид с балкона Голгофской церкви.



Камень из пустыни, где молилась Мария Магдалина. Он вмонтирован в стену, когда спускаешься из Голгофской церкви по спиральному спуску. Там внизу придел св. Магдалины. А подняться в Голгофскую церковь можно с другой стороны - по Жалостному пути. Правда хорошее название? Хотя, это обычная лестница.



Надвратная церковь. Церковь входа Господня в Иерусалим.


Интерьер надвратной церкви



Вид со стен






Вид на гостиницы "Восток" и "Запад" - красное и желтое здания.

За гостиницами есть остановки автобусов, которые ходят до Истры. Можно уехать на электричке в Москву. Ехать до вокзала близко.
Я не успела хорошо осмотреть всю церковь Воскресения, другие церкви, окрестности. Есть еще 2 музея. Так что смотреть-не пересмотреть.

Можете сравнить Новоиерусалимский храм с храмом Гроба Господня в Иерусалиме.
https://uborshizzza.livejournal.com/137657.html


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Прогулки по Москве)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow