uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Загадочная нелюбовь Путина к отечественным ученым. 4 и 1/2 версии почему. Ч1


Я накопил достаточно желчи для того, чтобы в очередной раз разозлить своего ректора новым материалом о горестной судьбе научных работников и преподавателей вуза, однако в качестве вступления разрешите порассуждать на причину того, почему к научным работникам относятся с таким пренебрежением.

Зачинщиком всех этих зубодробительных реформ был именно Сам, причем это была не единичная глупость, которую ляпнул руководитель, не разбирающийся в специфике предмета. Нет, таких указивок было несколько. Среди них:
- Реформа Академии наук, при которой у нее отобрали все организационно-хозяйственные полномочия и в качестве управляющих поставили группу назначенных бухгалтеров,
- Реформа системы оплаты преподавателей, согласно которой средняя зарплата ученых, преподавателей и школьных учителей стала одинаковой. В результате вузы остались без молодых преподавателей*, а научные работники – без денег**,
- Указание, что, как на Западе, наука должна развиваться на базе не пошлых НИИ, а в университетах. В результате с вузовских преподавателей стали требовать немеряное количество статей,
- В качестве мерила успешности работы научных работников и преподавателей было выдвинуто, что статьи засчитываются только входящие в рейтинги двух зарубежных рейтинговых компаний: Scopus и Web of Science,
- При этом требуется, чтобы по числу публикаций на преподавательское человекорыло было выше, чем ведущих мировых университетах.

При этом делается вид, что никто не понимает двух вещей:

А) Объем финансирования научных разработок в отечественных вузах несравненно ниже, чем в этих самых западных,
Б) Научной работой преподаватели могут заниматься только в свободное от работы время. Однако в результате многочисленных оптимизаций средняя аудиторная нагрузка на преподавателя близка к 1000 часов в год, что выше, чем у школьного учителя.

Но так как все это – целевые показатели, то начальство требует это от ректоров, ректоры – от зав. кафедр, заведующие кафедр – от преподавателей (включая себя). Идет жесткий прессинг.

Значительная часть уважаемых читателей в этом месте захочет высказаться в стиле «Да и хрен с ними, бездельниками этакими, не жалко!». Постараюсь предупредить подобные комменты и высказаться, почему все это имеет объективно-негативные последствия.

Естественное следствие подобной практики – преподавателям не до своей основной деятельности. Преподавать некогда, все силы – на повышение публикационной активности!

Далее замечу, что Scopus и Web of Science делались не нашими людьми и в цели их не входила помощь в развитии российской науке. Напротив – отечественные журналы хорошего уровня туда не включаются. Более того – в последнее время пошла массовая движуха по тому, чтобы отечественные журналы из этого списка выкинуть.

Также должен заметить, что организации, поддерживающие эти рейтинги – частные коммерческие организации, а редакции журналов и поддерживающие их организации прилагают сейчас огромные усилия для того, чтобы войти (остаться) в этих самых рейтингах. Разумеется – тут все объективно и нет повода для коррупции, мы же знаем, что на Сияющем Западе все просто честняги.

Из-за того, что засчитываются только статьи из Scopus и Web of Science, отечественные журналы, не входящие в этот список, неожиданно остались без статей и должны по большей части закрыться.

Можно, конечно, выдвинуть возражения, что никто не запрещает тебе послать свою статью в хороший зарубежный журнал, но тут есть некоторые тонкости.

Есть довольно много специальностей в той же медицине, статьи по которым зарубежным журналам неинтересны. Это – работы по организации отечественного здравоохранения, по медицинскому праву, по истории отечественной медицины…

Далее, публикация статьи в журналах этого списка – это приличные расходы. Многие журналы просто платные, у меня вся почта заспамлена предложениями от редакций журналов направить к ним статью. Лезешь на сайт – там указывается, что за статьи надо платить, в среднем около 500 евро.

Далее, у журналов есть хорошая привычка держать при себе своих переводчиков, а не прошедших через них статьи из неправильных стран заворачивать с формулировкой «плохой английский».

Один мой сотрудник, наслушавшись того, что говорит институтское начальство, поддался на провокацию, написал 8 статей и послал в приличные журналы, предварительно оплатив переводы. В результате весь прошлый год он занимался в основном перепиской с редакциями. Переписка была по следующим пунктам:
- Надо бы английский подправить, но у нас есть свои переводчики,
- Есть замечания рецензентов, надо бы…
- О, есть еще замечания рецензентов, надо бы…
- Теперь все хорошо, но мы тут посмотрели – статья не совсем по профилю нашего журнала. Но вот есть другой журнал, направьте туда…

Далее все идет по накатанной. Однако одна статья дошла до финала – пришло письмо из редакции, что теперь ОК, с Вас за публикацию 1512 долларов.

Итого для того, чтобы обеспечить целевой показатель в две статьи в год научный работник или препод должен раскошелиться на сумму порядка 1000 долларов, которая уйдет в виде братской помощи, но не голодающим негритятам, а вполне благополучным дядям и тетям.

При этом в той же медицине плата за публикацию – это лишь верхушка айсберга. Основные траты, которые также делаются из кармана исследователей – реактивы, расходники и пр.

Ну и прессинг «даешь статьи!» приводит к тому, что научной деятельностью заниматься просто некогда – все озабочены только публикационной активностью. Все, что туда не входит – сбрасывается с корабля современности, на всех парах идущих на рифы.

Вот меня приглашали быть модератором секции ка одной конференции в феврале. Согласился, а потом пришлось сообщить организаторам, что «ну не шмогла». Все, кто мог бы по заявленной теме высказаться, отказываются. Всем некогда – все пишут статьи. Все, что тоже входит в структуру нормальной научной деятельности, но не приводит к немедленным публикациям, отметается.

Жесткий прессинг приводит к тому, что молодежь не идет ни в науку, ни в преподаватели вуза, а те, кто из молодых туда пошли, активно меняют место проживания на страну с более адекватным отношениям к научным работникам. На крайний случай – после защиты уходят в практическое здравоохранение, где за прием кандидата наук платят больше.

Теперь осталось ответить на два вопроса:
1. А не виноваты ли сами научные работники в том, что к ним так относятся?
2. Почему их Гарант так не любит?
Окончание следует
---------------------------------------------------------
* Существующая система оплаты такова, что в вузе имеется значительная дифференциация в величине зарплаты между молодыми начинающими и маститыми, имеющими набор степеней и званий. Разность между зарплатами профессора и ассистента без степеней и званий – более чем в два раза. У школьных учителей такого разброса нет. В результате если выпускник вуза идет учителем в школу, то у него зарплата примерно в два раза выше, чем если он идет преподом. Плюс к тому ассистенту надо еще писать статьи и диссертацию, что тоже является классным квестом.
** Повышение зарплаты была проведена традиционным образом, без увеличения объема финансирования. В результате те, кто остались работать на полставки, считают себя счастливчиком. Один мой знакомый, доктор наук, остался работать в академическом НИИ на 0,1 ставки.



Переход по щелчку В верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Политика)
Tags: Текущая политика
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →