Когда я делала пост про дореволюционную и советскую рекламу, я обращала внимание не только на картинку, но и на предприятие, продукция которого рекламировалась.
Решила написать об этом подробнее.
"Дукат"
Табачную фабрику «Дукат» основал в 1891 году караим Илья Давидович Пигит. Он был родом из Керчи, происходил из небогатой семьи. Название же новой фабрики было образовано из сочетания двух караимских фамилий: Дуван и Катык. В 1916 году Илья Давидович скоропостижно скончался, оставив завещание, по которому половину наследства получили его родственники и старейшие сотрудники фабрики. Вторая половина предназначалась на создание в Москве училища имени И.Д. Пигита по подготовке специалистов для табачной промышленности.
В советское время фабрика была национализирована.
В 1990 году на базе фабрики «Дукат» было создано совместное предприятие с участием иностранных партнеров. Партнером была корпорация Brooke Group, родственная американской Liggett Group Inc., ведущей свою историю от легендарной компании Liggett & Myers. Потом фабрика принадлежала Japan Tobacco
В 2016 году фабрика разорилась и была зарыта. Сейчас ее территорию в 3,2 га и несколько зданий площадью 30,2 тыс. купили за 1 млрд. руб. Напомню, что сейчас в Москве есть квартиры за миллиард рублей.
"Габай"- "Ява"
«С. Габай» — название табачной фабрики в Москве, созданной в 1864 году. Ее основатели — табачные фабриканты Харькова, компаньоны Самуил Садукович Габай и Абрам Давидович Капон, одни из первых караимских поселенцев в Москве.
В 1917 году после Октябрьской революции фабрика была национализирована и получила название «Вторая государственная табачная фабрика». В 1920 году, в связи с приездом в Москву делегата от трудящихся Индонезии, фабрику назвали «Табачная фабрика №2 Ява», потом просто "Ява".
Не в кассу, но не могу удержаться.
После распада Советского Союза фабрика «Ява» была приватизирована. В 1994 г. контрольный пакет акций приобрела «Бритиш Американ Тобакко». Территорию московской фабрики продали под застройку (2 улица Ямского поля), а производство переведено в Саратов.
"Абрикосов"- "Бабаевский"
Абрикосов - русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве. Внук кондитера Степана Николаева, основателя династии, приехавшего в Москву из Пензенской губернии на заработки в возрасте 64 лет; его потомки приняли фамилию Абрикосовы.
А такой медведь есть в их музее. Одно из моих ранних воспоминаний: мне дали такого медведя, а потом много лет поминали, что я ему сразу прокусила брюхо. Кажется, он был с ликером, но не уверена. А они думали, что я на него смотреть буду!
Фабрика работает до сих пор. Выпускают зефир «Шармель», мармелад «Мармеландия», шоколад «Бабаевский».
"Мандль" - "Мосшвей"
Это магазины готового платья. Они стали появляться только в 19 веке.
Одним из крупнейших предприятий этого рода была основанная группой австрийских финансистов и промышленников во главе с Морицем Мандлем (Moritz Mandl, 1820—1888) фирма M. & J. Mandl und Schenk в Вене. К концу столетия Торговый дом M. & J. Mandl, управляемый старшим сыном Морица Мандля — получившим за заслуги в организации крупномасштабной текстильной промышленности Австрии дворянский титул.
Австрийский подданный Людвиг Мандль основал в Москве российское отделение фирмы «М. и И. Мандль» и открыл в Черкасском переулке магазин готового платья.
Позже в Москве открылись магазины «Мандль» на Софийке, Тверской и Петровке — в павильонах «Петровского пассажа».
Была у них и своя фабрика. В 1918 году фабрика была национализирована и стала называться — Фабрика № 31 треста «Мосшвей», затем — Опытно-техническая фабрика имени Клары Цеткин. В наши дни предприятие снова приватизировано и называется Акционерное общество «Марс». Но об их продукции что-то не слышно.
"Брокар" - "Новая Заря"
Генрих Брокар — русский предприниматель-парфюмер французского происхождения. Потом "Брокар" стал "Новой Зарей".
В советское время духи этой марки были очень популярны.
В 1995 году некий г-н Давид Тетруашвили основал парфюмерно-косметический холдинг Brocard Group. Он включал розничное подразделение (60 парфюмерно-косметических магазинов Brocard на Украине), подмосковный завод ООО "Арома Академия", дистрибутора парфюмерии и косметики. Выручка холдинга в 2008 году, по собственным данным, около $400 млн.
Права на бренды Brocard, "Брокард", Brocar и "Брокаръ" сейчас принадлежат головной компании Brocard Group — немецкой "Брокард Парфюмс ГмбХ". Торговую марку Brocard группа использовала в России для развития своей розничной сети, магазины которой в 2007 году были проданы холдингу "Алькор и Ко" (развивает крупнейшую парфюмерно-косметическую сеть "Л`Этуаль").
20 октября 2009 года трибунал Парижа вынес решение в пользу Brocard Group, аннулировав права на использование бренда на территории Франции у "Новой Зари".
В настоящее время "Новая Заря" единственная в России фабрика‚ самостоятельно разрабатывающая и производящая ароматы. С 1995 года продукция фабрики представляет Россию в знаменитом французском музее запахов «Осмотек» в Версале.
"Калинкин" - "Степан Разин"
Пивоваренный завод основан в 1795 году под покровительством императрицы Екатерины II. Его хозяином был англичанин Ной Казалет, сын которого, вступив в права владения заводом, дал предприятию имя «Калинкинский». Завод был назван так из-за находящегося рядом Калинкинского моста через Фонтанку.
В 1922 году, после революции, заводу дали новое имя, имя донского атамана Степана Разина.
В годы второй мировой и блокады Ленинграда завод вырабатывал пищевую целлюлозу – она шла на производство хлеба, хранилища использовали для сушки продуктов, которые доставали со дна Ладожского озера (время от времени машины, следовавшие по ледяной озерной дороге, попадали в полыньи и тонули).
В 1986 году объединение стало называться Ленинградским комбинатом пивоваренной и безалкогольной промышленности. В 1993 году комбинат превратился в акционерное общество и в 1995 году отметил свое 200-летие. К празднику завод выпустил новый сорт «Калинкинъ», сваренный по старинному рецепту.
В 2005 году завод стал частью группы компаний Heineken как «Комбинат им. Степана Разина». После этого предприятие модернизировали, усовершенствовали оборудование, построили новый склад. В 2007 году предприятие сменило название на «Пивоваренный завод им. Степана Разина».
в 2009 году завод перестал заниматься варкой пива – его использовали как дистрибуционный центр Heineken, а сорта предприятия производили на мощностях «Пивоварни Хайнекен».
8 апреля 2013 году Heineken сделала объявление о продаже предприятия, покупателем выступила компания «Степан Разин Девелопмент».
Пивоваренного завода имени Степана Разина в Петербурге сейчас не существует, к сожалению, он чуть-чуть не дотянул до своего 220-летия. На его месте сейчас находится технопарк «Степан Разин», где сдаются в аренду помещения и склады.
"Дурдин" - "Дрожжевой завод"
Завод основан в 1839 г. Иваном Алексеевичем Дурдиным. Товарищество утверждено 2 января 1876 г. с основными капиталом 1.200.000 руб., разделенным на 1.200 паев, которыми владели внуки основателя.
Завод выпускал пиво -
"Пильзенское", "Столовое", "Богемское", "Кабинетное", "Шведское", "Черное", "Баварское светлое" и "Баварское темное", медовые напитки - "Мед фруктовый", "Мед № 1" и "Мед № 2", безалкогольные напитки.
Для розлива пива использовались фирменные бутылки в форме высокой многогранной пирамиды, изготовленные из стекла коричневого или красно-янтарного цвета.
Стоимость - тридцать бутылок "Портера английского" - 5 руб 20 коп, оптовикам - 5 руб 5 коп.
Товарищество " Иван Дурдин" имело широкую розничную сеть по продаже - в Спб было 12 фирменных магазинов.
В 1857 г. Товарищество получило право изображать на упаковке российского двуглавого орла.
Кроме магазинов, у них были рестораны.
После революции это стал Ленинградский государственный дрожжевой завод Ленинградского областного треста бродильной промышленности.
Сейчас есть рестораны «Дурдин».
Не знаю, не попадались.
"Треугольник" - "Красный Треугольник"
Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры "Треугольник" (ТРАРМ) было основано в 1860 году Фердинандом Краузкопфом - представителем американской галошной фирмы, который до этого работал в Гамбурге - и довольно быстро стало одним из крупнейших резиновых производителей в мире.
Основное производство разместилось в Петербурге, рядом с Обводным каналом: там Товарищество организовало первую резиновую фабрику в России. Производство было оснащено иностранным оборудованием, на нём также трудились мастера из Германии и Англии, обучавшие российских рабочих. Рецепт приготовления резины, использовавшийся на производстве, хранился в секрете: поступавшие на службу мастера обязаны были подписать соглашение о неразглашении того, что происходит на производстве, а рабочих и вовсе не посвящали в технические детали. В цехах мануфактуры производили галоши, непромокаемую одежду и плащи, машинные ремни, а также различные резиновые изделия для бытовых, медицинских и промышленных нужд; в годы Первой Мировой войны компания стала основным поставщиком резины для автотранспорта и авиационной промышленности. В качестве торгового знака Товарищество использовало изображение треугольника - фигура была простой и запоминающейся даже для неграмотных покупателей. С 1908 года компания официально закрепила за собой название "Треугольник".
Хотя основное производство было размещено в Петербурге, компания также владела фабрикой резиновых изделий в Москве. Согласно описи, им владели братья Сергей и Василий Берги - крупные промышленники и меценаты. Административное здание Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры "Треугольник" - одна из наиболее монументальных и внушительных построек на Маросейке в Басманном районе Москвы.
Здание было построено в 1914-1916 годах по проекту архитектора Мариана Лялевича. Не так давно в нем находилась полиция налоговой службы России, а потом ФСКН. В наши дни его занимает Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
После Октябрьской революции Товарищество резиновой мануфактуры "Треугольник" было национализировано и переименовано в "Красный треугольник", а потом превратилось в Резинотрест.
Федеральная служба налоговой полиции в 2000 году наложила арест на активы предприятия. В мае 2001 года в отношении ОАО «Красный треугольник» было возбуждено производство по делу о банкротстве. А в июле того же года было введено конкурсное управление предприятием при долге 260 млн рублей. В мае 2002 года решением арбитражного суда предприятие было признано банкротом. Конкурсное производство «Красного треугольника» завершилось в 2005 году.
С начала 2000-х годов заводские корпуса и территория в целом находятся в плачевном состоянии: большинство помещений завода заброшены и обветшали, многие окна выбиты, внутренние дворы не убираются.
В настоящее время территория завода принадлежит компаниям ЗАО «Музей» и ООО ПСГ-СПБ «Красный треугольник», в отдельных корпусах промзоны работает несколько обувных фирм, но объём выпуска резиновой обуви очень мал, многие фирмы перешли на пластики.
Тем не менее, на территории завода располагаются производственные и административные корпуса одного из ведущих российских производителей конвейерных лент — «ГСК Красный Треугольник».
"Богатырь" - "Красный Богатырь
В 1887-м году Л. С. Поляков (банкир), Б. А. Гивартовский и К. И. Редер организовали Московское товарищество резиновой мануфактуры (МТРМ), открыв резиновое производство в Богородском, на северо-востоке Москвы. На базе этого завода в 1910-м г. было основано франко-русское акционерное общество «Богатырь». Предприятие было широко известно — держателями его акций была императорская семьи.
После революции, в 1918 году, предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь».
Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви — ботики мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки.
Но в 1990-е годы производство стало стабильно сокращаться, а в середине 2000-х было полностью остановлено.
То есть, если присмотреться к рекламе пристально, то можно кое-что понять. Например, что в дореволюционной России предприятия часто принадлежали иностранцам, а если и российским поданным, то русских среди них было не так уж и много. Заметим, что все эти предприятия потом были национализированы и успешно работали 70 лет, а в новые времена опять попали в руки иностранцев и прекратили свое существование.
Когда проводилась бешеная агитация Перестройки, то судьбу всех этих предприятий часто обсуждали. Мол, люди, протрите очки: это все создала не советская власть, а купцы. Советская власть только украла чужую собственность и эксплуатировала, ничего к ней не добавив. Давайте скинем советскую власть, отдадим собственность частным лицам, тогда и заживем.
Да ведь нельзя сказать, что советская власть ничего не добавила к национализированным предприятиям: кое-что фактически поменяло полностью.
Но, ладно, отдали в добрые частные руки – и что получилось? Где предприятия? Они не выдержали конкуренции с иностранными брендами. Даже то, что купили те же иностранцы, уничтожили. А нафига Heineken «Степан Разин»? У них свое пиво есть.
То есть, наша история, наши рабочие места – по боку – да здравствует глобализация!
Опять не вышло русского капитализма – печалька.
В верхнее тематическое оглавление
Всякая всячина
Journal information