Во-первых, она написана вычурным языком, как бы от имени младшей школьницы, но дети так не разговаривают. А главная героиня, Катя, называет детей – «невыросшие», взрослых – «выросшие», подростков «почти выросшие», большой город (видимо, Москву) – Гулливерией, маленький (где живет Катя) - Лиллипутией. А вот это: «с заболоченными глазами», «бьющиеся в эпилепсии строчки», «мягким, вязаным голосом сказала», «промедила», «сытно кивала головой в такт», «шубные воспоминания»? Вы когда-нибудь подобное слышали от детей или даже от взрослых? Нет, разве что от заумной филологини можно чего-то в этом роде ожидать.
Также и сама «Калечина-Малечина» - это у нас что такое? Это из стихотворения любимого филологами Алексея Ремизова:
Заберется Малечина в гибкий плетень,
тоненько комариком песню заведет,
ждет:
«Не покличет ли кто Калечину погадать о вечере?»
У Калечины одна — деревянная нога,
У Малечины одна — деревянная рука,
У Калечины-Малечины один глаз —
маленький, да удаленький.
— Калечина-Малечина,
сколько часов до вечера?
Скок Калечина-Малечина с плетня,
подберется вся — прыг-прыг-прыг...
Примечание Ремизова к этому стихотворению:
«Калечина-Малечина — игра. Играют так: берут палочку, ставят торчком на указательный палец и, стараясь удержать ее, приговаривают: «Калечина-Малечина, сколько часов до вечера?» И сам же держащий палочку отвечает: «Один, два, три, четыре...» На каком часе палочка с пальца свалится, столько часов, выходит, и остается до вечера.
Калечина-Малечина — тоненькая, как палочка, об одном глазе, об одной руке и об одной ноге. Калечина-Малечина — лесная. Братья ее — семь ветров, а восьмой — витной вихрь — ее друг сердечный, который и бьет ее, и треплет, и неверен, постылый. Целую ночь гуляет Калечина в лесу, а на день где-нибудь в плетне сидит и ждет вечера, чтобы снова трепаться. И всякому, кто только ни спросит ее о вечере, непременно скажет: так ждет она с нетерпением вечера».
То есть, была давным-давно такая детская игра. В моем детстве в нее уже не играли, разве то говорили «каляка-маляка» о дурном рисунке или почерке ("Что это еще за каляка-маляка?"). Но Ремизов сделал из бессмысленной считалки страшноватый персонаж, а Евгения Некрасова роман написала, хотя, как дружно отмечают все критики, это – повесть. Но роман-то, конечно, почетнее будет, потому и значится как роман.
В романе Калечина-Малечина – это собственное имя кикиморы, поселившейся в доме школьницы Кати.
Катя все знала про кикимор. Летом она была в лагере. (Кстати, как они теперь называются? Раньше были пионерские, а сейчас как?). Катя рассуждала о лагере следующим образом: лагеря придумали для преступников, но потом отдали детям (невыросшим).
В лагере Кате не нравилось, но там была одна хорошая женщина, которая вела кружок, где можно было рисовать и слушать истории про разных домовых, кикимор. И эта женщина хорошо относилась к Кате. Потом эту женщину уволили посередине смены из-за того, что она читала детям книги какого-то не того писателя. Ясен пень, кругом репрессии.
Итак, кикимора – это женский вариант домового. Получаются они, что характерно, из некрещеных детей – тех, что родились мертвыми, или из выкидышей, или из замученных, убитых детей, или из самоубийц (детей и взрослых).. В самом слове есть корень «мар», что означает призрака («Мара – грёзы, мечта, призрак, наваждение; домовой, кикимора») и корень «кики». Про последний точного мнения нет. Возможно, «горбатый». Но Некрасова обошлась более простым объяснением: кикимора говорит «кики». В мифологии кикимора объясняется стуком (морзянка?) или говорит, как человек.
Внешность кикимор очень разнообразна. У Некрасовой она похожа на старушку и на курицу одновременно. У нее один глаз, вместо ног – куриные лапы, на голове разноцветные волосы, вместо носа – завитушка.
Кикиморы могут вредить, т.е. портить вещи, устраивать беспорядок. Они любят путать пряжу, волосы, вырывают шерсть у животных. Но они же могут и помогать. Так кикиморы умеют хорошо прясть и вязать.
Кикимора заводится тогда, когда колдун подбрасывает в дом специальную куколку, но может завестись и там, где мучили и умертвили ребенка.
Обо всем этом я прочла в Википедии, а Некрасова, видимо, тоже прочла и воплотила в своем персонаже.
Все это очень познавательно, но маловато для литературы.
Вторая причина, по которой книга мне вначале не понравилась – это нагнетание ужасов на пустом, казалось бы, месте.
Десятилетняя Катя трагически несчастлива. Всё ее мучит и ранит. Мама расчесывает волосы – мучение. Чтобы легче перенести страдание Катя про себя все время приговаривает: «Катя катится-колошматится». Папа ругает за двойки – мучение. В школе ожидание что вызовут к доске – ужас. Страшная собака на улице хочет укусить. Злобный одноклассник Сомов (привет от "Чучела") и его прихлебатели подсомовоки могут окружить и начать издеваться, единственная подруга Лара может предать, но самый кошмар – это учительница Вероника Евгеньевна.
Собственно, это именно она повинна в большинстве Катиных несчастий.
Представьте себе монументальную особу под 60 лет. Вероника Евгеньевна работает в школе не ради денег, а потому что видит свое призвание в воспитании, а, вернее, в спасении детей. Она их спасает от сегодняшнего атеизма, гендерного равенства и др.
Учителезавр (так ее назвали в рецензии "Учительской газеты") не разрешает на своих уроках играть в гаджеты – их нужно сдавать, не разрешает бегать на переменах – дети остаются в классе и танцуют вальс. Учительница хочет, чтобы девочки оставались девочками, а мальчики – мальчиками, и поэтому девочкам нельзя носить, например, хвостик, а только косу или стрижку и нельзя носить брюки. Она учит девочек шить и вязать, а с мальчиками в это время занимается ее сын-миллиардер. Он очень уважает свою маму и находит время, чтобы приезжать в ее школу и бесплатно вести с ребятами что-то вроде уроков ОБЖ. Большой упор Вероника Евгеньевна делает на православие.
У таких учительниц всегда есть любимчики и изгои. Они очень любят найти какого-нибудь слабого ученика и регулярно его гнобить, чтобы на его примере показывать, как плохо быть рассеянным, мечтательным, отрешенным. На уроке нельзя мечтать – нужно работать. И вот учительница начинает показывать, как плохо не подчиняться общим правилам. Она придумывает слабому ученику обидные прозвища, насмехается над его одеждой, манерами, может и по родителям пройтись (Чаще всего его родители - люди небогатые). Для мелких детей учительница – авторитет, и они ей подражают. Все вместе они травят неудачника. Обычно это заканчивается тем, что родители забирают ребенка из этой школы.
Родителям и другим учителям такая авторитетная учительница объясняет, что ребенок этот – психически неполноценный, и его нужно отдать в специальную школу.
Соответственно, одни родители верят учительнице, а другие считают учительницу чудовищем и переводят ребенка в другую школу.
Возможно, Катя не нравится Веронике Евгеньевне потому, что ее родители – небогатые люди, а мама еще и нерусская. Прямо в романе об этом не говорится, но мамины родители живут где-то на юге. Учительница прямо говорит Кате, что в ее классе всегда учились дети солидных людей, и что Катя не виновата, что не справляется с учебой – просто она занимает не свое место. Ее место – в школе для умственно-неполноценных детей, и там ей будет лучше, может быть, даже в отличницы выбьется.
Ну вот, вы знаете, когда я прочла про эту учительницу, то сразу поверила автору, потому что сама знала таких учителей – заслуженных работников образования и знаю, что они могут сделать с нелюбимым учеником.
А потом, я вспомнила, как мне самой расчесывали волосы, и как это было неприятно. И те самые «петухи», которые так огорчали Катю, тоже вспомнила.
Неужели и сейчас они бывают, несмотря на хорошие шампуни и бальзамы? Мы-то мыли голову только мылом.
На меня тоже орали за плохие оценки. Но я их редко получала, и изгоем не была, и крики меня злили, обижали, но ведь возможна и другая реакция.
У Кати – такой тип нервной системы, который плохо выдерживает агрессию, напряжение. Когда отец орет на Катю, она просто выключается, она перестает разбирать слова, и ее тянет в сон. А отец думает, что она над ним издевается, не уважает его.
Точно также Катя выключается, и когда ее вызывают к доске. Еще он не может заставить себя делать то, что ей не нравится.
Катя весь день одна. Родители уходят на работу очень рано – ездят в Москву. Кате разрешено самой разогреть себе еду в микроволновке, а включать плиту запрещают. Потом она идет в школу, из школы приходит домой, опять разогревает еду. Папа поставил свой компьютер на пароль, смотреть телевизор Катя не любит.
Родители возвращаются поздно, но папа каждый день смотрит дневник и устраивает скандал. Он делает с Катей уроки, злится, что она не понимает, орет – она выключается.
Покой наступает только ночью, когда Катя лежит в кровати и смотрит на трещины и пятна от залива на потолке – она умеет заставить их кружиться и складываться в фигуры. Я тоже так умела когда-то.
Катя любит «стоять на кухне у окна, смотреть на облитый солнцем город и наблюдать, как время от времени из дыма заводской трубы высовывается гигантская остроносая змея, сползает наполовину по кирпичной покатой стене и хватает пастью мимоидущих людей и собак».
Но Катя еще умеет неплохо рисовать, сочинять стихи, любит читать. Но это никому неинтересно.
А что мама? А мама очень уставала. Она приходила с работы никакая, как и папа. Но папа смотрел телевизор или воспитывал Катю, а мама еще стирала-готовила-убирала. С Катей они общались по телефону: девочка должна была звонить каждый раз, когда уходила или приходила куда-то: «Мама, я в школе», «Мама, я дома», «Мама, я поела».
Кем работала мама? Она часто меняла работу. До рождения Кати мама училась в университете, но потом учебу пришлось бросить.
Кем работал папа, Катя не знала. Он считал, что она все равно не поймет. Из-за этого у Кати в школе были неприятности: когда учительница спрашивала, где работают родители ее учеников, то дети отвечали, например, что мама - врач, а папа - менеджер, а Катя ничего не могла сказать, и все над ней смеялись.
Окончание следует
https://uborshizzza.livejournal.com/5041617.html
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Journal information