uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Мунк. Выставка в Третьяковке: "Крик", "Автопортрет в аду" и прочие мерзопакости


В Москве проходит масштабная выставка Эдварда Мунка (1863-1944). Картины и офорты представил музей Эдварда Мунка из Осло. В свое время, художник, не имеющий прямых наследников, завещал свои картины столице Норвегии.
Когда он родился, Норвегия еще находилась под претокторатом Швеции (получила самостоятельность в 1903 году), но художник был большим патриотом своей страны и свою выставку в Берлине в 1892 году провел под флагом суверенной Норвегии. Свои картины он продавал очень неохотно, требуя за них слишком большую цену: то ли не хотел продешевить, то ли не хотел расставаться, но в итоге на момент смерти у него скопилось большое количество из созданных им полотен. А если бы был сговорчивее, то стал бы миллионером. Впрочем, ему и так на жизнь хватало. Он жил в поместье с большим земельным участком, которое купил в 1916 году. Там он и умер.

Умирал художник в оккупированной немцами Норвегии. В Германии его картины были признаны близкими к дегенеративному искусству и распроданы из музеев по частным коллекциям.

Эдвард Мунк родился в семье военного врача. Семья была небогатая, но уважаемая. Его дед был знаменитым проповедником, отец тоже отличался необыкновенным религиозным рвением (Кстати, фамилия "Мунк" переводится на русский примерно как "монах"). С тех пор как умерла от туберкулеза его жена, он целыми днями читал библию.

Будущий художник рано остался сиротой. Его мать умерла в 30 лет, успев родить 5-х детей. Эдвард был вторым по старшинству. На момент смерти матери ему было 5 лет, а его любимой сестре Софии – 8 лет.
Эдвард помнил, как его и сестру разбудили и привели прощаться с умирающей. Она успела их поцеловать в последний раз.
Когда Софии исполнилось 18 лет, она тоже умерла от туберкулеза. Остались 2 сестры и брат, которых взялась воспитывать тетя.
Смерть сестры потрясла Эдварда так, что он почему-то решил, что станет художником. Рисовал он с детства, но до этого думал заниматься точными науками и даже один год отучился в чем-то типа технического училища.

Тетя – сестра матери – считала Эдварда гением, и всю жизнь его поддерживала. Они постоянно переписывались, Мунк рассказывал тете об основных событиях, случившихся за последнее время. Он писал о своей работе, выставках, отношениях с друзьями. Тетя одалживала племяннику деньги, он возвращал долги, чем вызвал ее горячую благодарность. Сестры и брат тоже очень уважали его, а вот с отцом случались разногласия.
Маленьким Эдвард не спал ночами - боялся попасть в ад, но когда вырос, то сделался атеистом, много пил, в том числе, абсент, вызывающий галлюцинации, проводил время в публичных домах, где умудрялся встречать даже Рождество. Все это сильно не нравилось отцу Мунка.
Отец умер, когда Эдвард находился во Франции, получив стипендию для заграничной стажировки. Мунк в то время уже был известен как художник, вел богемную жизнь. Смерть отца сильно повлияла на Мунка.

Тема похорон, последнего прощания присутствует во многих картинах Мунка. В детстве он часто болел, и его долго не крестили, т.к. думали, что он – не жилец. А вот поди ж ты – всех пережил

Безусловно, ранняя смерть матери и сестры, религиозный фанатизм отца, да и наследственность (одна из его сестер болела шизофренией) оказали воздействие на развитие личности художника.
.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Его опекал дальний родственник художник Фрица Таулов. Наставником Мунка стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова, Кристиан Крог. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние.



Именно Егер подал основную идею для творчества. Он посоветовал писать картины про свою жизнь, а не всякие пейзажи-натюрморты. Главным должна быть эмоция. Нужно писать, не то, что видишь, а то, что увидел.

На первый взгляд кажется, что это - банальности. Но не забывайте - это конец 19 века. В самом деле: что мы видим? Во-первых, зрение человека ограничено определенным волновым диапазоном: от 380 до 720 нанометров – это и называется спектром видимого излучения. Ниже этого диапазона находятся инфракрасный и радиоспектры.
По другую сторону видимого диапазона волн расположен ультрафиолетовый спектр, за которым следует рентгеновский, а затем - спектр гамма-излучения с фотонами, длина волн которых не превышает триллионные доли метра.
Во-вторых, мозг "дорисовывает" нам то, что мы не видим. Например, люди с одним глазом лишены бинокулярного зрения, но они же не видят мир плоским - мозг делает его объемным.

Как художник писал картины? У него в голове есть образы предметов, которые он хочет поместить на картину, но эти образы максимально приближены к тем, что видят все. Что-то художник рисует с натуры, например, лица и фигуры людей, предметы на переднем плане, а деревья вдалеке может изобразить и по памяти.
А вот художники-импрессионисты стали писать только с натуры и изображать то, что видели. Они видят не дерево, а зеленые пятна и пр.
Мунк же хотел писать то, что увидел, а не видел - эмоцию, которую вызвало у него то или иное событие или предмет. Он не стал учиться выписывать руку человека и прочие премудрости, предпочитая писать свою жизнь.

Мунк был высокого роста, имел приятную внешность, был отличным рассказчиком - мог увлечь людей за собой (видимо, сказывались гены деда-проповедника). Молодые художники приветствовали идеи Мунка, в то время как критики его осуждали.

https://pp.userapi.com/c845321/v845321786/151e35/zBSpkWdthZ8.jpg

В 1885 году у Мунка завязался роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). До этого Мунк не встречался с женщинами. Роман получился болезненным. Пуританское воспитание сказалось в том, что Мунка мучила совесть за связь с замужней женщиной, тем более, что она была из семьи его благодетеля. Милли была очень кокетливой женщиной и флиртовала со всеми подряд. Мунк ревновал. Эта история стала темой нескольких картин художника. Сам же впоследствии избегал серьезных отношений, хотя известны длительные отношения еще с тремя женщинами, ни на одной из которых Мунк не женился. Зато он стал завсегдатаем публичных домов: там и поесть можно, и поспать, и музыку послушать, и натурщицы рядом, и потрахаться можно - что еще нужно художнику?

В 1886 году Мунк представил на выставку картину "Больная девочка". Хотя позировала натурщица, но в основу сюжета легли воспоминания о болезни и смерти сестры.




Картина вызвала скандал. Критики были возмущены не сюжетом картины, а тем, как она была исполнена — в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»; даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
С тех пор карьера Мунка пошла в гору - от скандала к скандалу.

В 1890 году Мунк написал картину "Меланхолия", которая определила его стиль. Здесь изображен его друг, терзающийся от измены любовницы. Но заодно тут же и переживания самого Мунка по поводу своей первой любви.



В 1892 году Мунк устроил персональную выставку. Это было удивительное для Осло событие: молодой художник - и персональная выставка. Картины на выставке опять вызвали скандал, но зато они приглянулись одному немецкому художнику - члену немецкого объединения художников, Сессиону, который предложил Мунку представить их в Берлине.
На берлинской выставке тоже был скандал, и ее закрыли раньше времени. При закрытии состоялась драка молодых и именитых художников. Победила молодость. Потом организаторы были вынуждены повторить выставку, так как публика мечтала увидеть картины, вызвавшие такие страсти.

Мунк прожил в Берлине 2 года и окончательно сформировался как художник. В Берлине он сошелся с шведским писателем и драматургом Августом Стриндбергом. Они оба были мизантропами и женоненавистниками; верили в оккультизм.
Известно, что женщины падки на женоненавистников. Друзья проводили дни и ночи в кабаке "Поросенок", где Стриндберг играл на гитаре, а Мунк рисовал прекрасных дам. В приключениях у них недостатка не было.

Однажды они оба влюбились в одну женщину.

"Мадонна" (1894)
«Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…» — говорил Мунк. Он считал, что женщина становится святой в момент оргазма, так как готова к зачатию.
В 1893 году для этой картины художнику позировала Дагни Юль, будущая жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.
https://sr.gallerix.ru/M/1809742601/1086816702.jpg

Пшибышевский стал первым, кто написал о Мунке книгу. Его жена вела свободный образ жизни и умерла при странных обстоятельствах. Один из случайных поклонников увез ее в Стамбул, где они неожиданно оба покончили с собой. Причины этого неизвестны.

Отношения Мунка с Стриндбергом были сложные и окончились, когда писатель заподозрил, что художник хочет его отравить (перегоняет газ по трубам в его квартиру). Да, он был психически нездоров.
Впрочем, и в этом отношении Стриндберг с Мунком были похожи. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Женщина очень хотела, чтобы он на ней женился и довела художника до психушки, где он лечился около года. Роман окончился тем, что Матильда хотела его застрелить, а он перехватил пистолет и ранил ее в руку. После этого у Мунка были только еще одни серьезные отношения, но и они окончились разрывом.

Монументальным проектом Мунка стал "Фриз жизни". Так он назвал грандиозную выставку, для которой создавал картины несколько десятилетий. Выставка состоялась в Берлине в 1902 году и включала следующие картины, разбитые на 4 темы.

Я покажу эти работы, но не все они были представлены на выставке в виде: кое-что дублировалось офортами. Как я уже писала, Мунк не любил расставаться со своими картинами, а вот офорты он продавал.

Рождение любви
• Красное и белое (1894)
• Глаза в глаза (известна также как Влечение, ок. 1895)

• Танец на берегу (ок. 1900)
• Поцелуй (ок. 1892)




• Мадонна (1894)

Расцвет и закат любви

• Пепел (1894)
«Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла», — и некоторые исследователи предполагают, что художник изобразил свои воспоминания о первом романе и потере девственности.


• Вампир (1893)
Мунк писал натурщицу с рыжими волосами. В гости пришел друг, и он попросил его уткнуться женщине в грудь. Изначально никакого вампира не было. Но Пшибышевский придумал название "Вампир", и теперь кажется, будто женщина пьет из мужчины кровь.

"Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из ее рук. Он прилип к ее груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо», — говорил художник, по воспоминаниям его друга, о женившемся знакомом. Другая цитата — из дневников Мунка — тоже описывает происходящее на картине, но в другом свете: «Он опустил голову на ее грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук ее сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал ее поближе к себе».





• Танец жизни (1899—1900)
«В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина — воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья — как был исключен и я, когда они танцевали…» — рассказывал Мунк историю создания картины.


• Ревность (1895)





• Сфинкс (Три возраста женщины) (1893-95)
• Меланхолия (1894-95)

Страх жизни
Тревога (1894)
• Вечер на улице Карла Юхана (1894)
Здесь изображено то состояние, когда человеку вдруг кажется, что он находится в совсем незнакомом месте, а окружают его какие-то инопланетяне.
https://cdn21.img.ria.ru/images/98367/58/983675853_0:235:2651:1737_600x0_80_0_0_de2a07e21380f8f029fd4e539c7ea287.jpg
• Красный плющ (1898—1900)


• Голгофа (ок. 1900)


•Крик (1893)

Смерть
• Комната больного

• Катафалк на Потсдамской площади (1902, впоследствии исключена из экспозиции)

• Обмен веществ (1898)

• Девочка у постели умершей матери (1893-99)

Отдельно хотелось бы остановиться на самой знаменитой картине Мунка - на "Крике".

На истории картины можно показать, как художнику в голову приходят те или иные сюжеты.

В основу картины легли воспоминания Мунка о красных облаках, которые можно было наблюдать в 1883 году из-за извержения вулкана Кракатау. 10 лет он хотел написать кровавые облака, и, наконец, написал.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил художник о поразившем его пейзаже, после которого он взялся за серию работ. Всего он создал семь версий, из них с названием «Крик» четыре (два маслом и две пастели).

Самая первая картина из этой серии была такая:тут изображен знакомый Мунка.
Отчаяние
https://artchive.ru/res/media/img/orig/work/a3e/453885.png

Но потом человек трансформировался в странную фигуру, принесшую Мунку мировую известность. А кто кричит? Одно время картина называлась "Крик природы".





И еще вариации на эту тему.

"Тревога"
https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/trevoga-munk+.jpg

"Страх"



Еще картины с выставки.

Много автопортретов.

"Автопортрет в аду"


"Автопортрет"



"Автопортрет с бутылками""


"Автопортрет после гриппа". В 1918 году Мунк заболел испанкой, от которой умерли Шиле и Климт. А он - выжил.


В 1930 году у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искажённых форм.

"Портрет с бутылками" (1938)


И еще картины.



"Запах смерти"


"Два человека. Одинокие"


"Две женщины на берегу"
Мунк имел сложные отношения не только с людьми, но и со своими картинами. Некоторые ему не нравились, и он выставлял их на улицу. Там их мочил, дождь, на них появлялся птичий помет, который вместе с потеками становился частью картин. Так что потертость некоторых картин может свидетельствовать о том, что они подвергались такой обработке.


"Купальщики"






"Вечернее настроение"


"Удивление"



"На берегу моря"


"Убийца"


"Смерть Марата"


"Созревание". Обратите внимание на черную тень сбоку - все непросто!


"Зимний снег"


"Наследственность"






"На следующий день"
https://sr.gallerix.ru/M/1809742601/935375148.jpg


кликабельно

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))
Tags: ИЗО
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments