?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


В Москве проходит масштабная выставка Эдварда Мунка (1863-1944). Картины и офорты представил музей Эдварда Мунка из Осло. В свое время, художник, не имеющий прямых наследников, завещал свои картины столице Норвегии.
Когда он родился, Норвегия еще находилась под претокторатом Швеции (получила самостоятельность в 1903 году), но художник был большим патриотом своей страны и свою выставку в Берлине в 1892 году провел под флагом суверенной Норвегии. Свои картины он продавал очень неохотно, требуя за них слишком большую цену: то ли не хотел продешевить, то ли не хотел расставаться, но в итоге на момент смерти у него скопилось большое количество из созданных им полотен. А если бы был сговорчивее, то стал бы миллионером. Впрочем, ему и так на жизнь хватало. Он жил в поместье с большим земельным участком, которое купил в 1916 году. Там он и умер.

Умирал художник в оккупированной немцами Норвегии. В Германии его картины были признаны близкими к дегенеративному искусству и распроданы из музеев по частным коллекциям.

Эдвард Мунк родился в семье военного врача. Семья была небогатая, но уважаемая. Его дед был знаменитым проповедником, отец тоже отличался необыкновенным религиозным рвением (Кстати, фамилия "Мунк" переводится на русский примерно как "монах"). С тех пор как умерла от туберкулеза его жена, он целыми днями читал библию.

Будущий художник рано остался сиротой. Его мать умерла в 30 лет, успев родить 5-х детей. Эдвард был вторым по старшинству. На момент смерти матери ему было 5 лет, а его любимой сестре Софии – 8 лет.
Эдвард помнил, как его и сестру разбудили и привели прощаться с умирающей. Она успела их поцеловать в последний раз.
Когда Софии исполнилось 18 лет, она тоже умерла от туберкулеза. Остались 2 сестры и брат, которых взялась воспитывать тетя.
Смерть сестры потрясла Эдварда так, что он почему-то решил, что станет художником. Рисовал он с детства, но до этого думал заниматься точными науками и даже один год отучился в чем-то типа технического училища.

Тетя – сестра матери – считала Эдварда гением, и всю жизнь его поддерживала. Они постоянно переписывались, Мунк рассказывал тете об основных событиях, случившихся за последнее время. Он писал о своей работе, выставках, отношениях с друзьями. Тетя одалживала племяннику деньги, он возвращал долги, чем вызвал ее горячую благодарность. Сестры и брат тоже очень уважали его, а вот с отцом случались разногласия.
Маленьким Эдвард не спал ночами - боялся попасть в ад, но когда вырос, то сделался атеистом, много пил, в том числе, абсент, вызывающий галлюцинации, проводил время в публичных домах, где умудрялся встречать даже Рождество. Все это сильно не нравилось отцу Мунка.
Отец умер, когда Эдвард находился во Франции, получив стипендию для заграничной стажировки. Мунк в то время уже был известен как художник, вел богемную жизнь. Смерть отца сильно повлияла на Мунка.

Тема похорон, последнего прощания присутствует во многих картинах Мунка. В детстве он часто болел, и его долго не крестили, т.к. думали, что он – не жилец. А вот поди ж ты – всех пережил

Безусловно, ранняя смерть матери и сестры, религиозный фанатизм отца, да и наследственность (одна из его сестер болела шизофренией) оказали воздействие на развитие личности художника.
.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Его опекал дальний родственник художник Фрица Таулов. Наставником Мунка стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова, Кристиан Крог. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние.



Именно Егер подал основную идею для творчества. Он посоветовал писать картины про свою жизнь, а не всякие пейзажи-натюрморты. Главным должна быть эмоция. Нужно писать, не то, что видишь, а то, что увидел.

На первый взгляд кажется, что это - банальности. Но не забывайте - это конец 19 века. В самом деле: что мы видим? Во-первых, зрение человека ограничено определенным волновым диапазоном: от 380 до 720 нанометров – это и называется спектром видимого излучения. Ниже этого диапазона находятся инфракрасный и радиоспектры.
По другую сторону видимого диапазона волн расположен ультрафиолетовый спектр, за которым следует рентгеновский, а затем - спектр гамма-излучения с фотонами, длина волн которых не превышает триллионные доли метра.
Во-вторых, мозг "дорисовывает" нам то, что мы не видим. Например, люди с одним глазом лишены бинокулярного зрения, но они же не видят мир плоским - мозг делает его объемным.

Как художник писал картины? У него в голове есть образы предметов, которые он хочет поместить на картину, но эти образы максимально приближены к тем, что видят все. Что-то художник рисует с натуры, например, лица и фигуры людей, предметы на переднем плане, а деревья вдалеке может изобразить и по памяти.
А вот художники-импрессионисты стали писать только с натуры и изображать то, что видели. Они видят не дерево, а зеленые пятна и пр.
Мунк же хотел писать то, что увидел, а не видел - эмоцию, которую вызвало у него то или иное событие или предмет. Он не стал учиться выписывать руку человека и прочие премудрости, предпочитая писать свою жизнь.

Мунк был высокого роста, имел приятную внешность, был отличным рассказчиком - мог увлечь людей за собой (видимо, сказывались гены деда-проповедника). Молодые художники приветствовали идеи Мунка, в то время как критики его осуждали.

https://pp.userapi.com/c845321/v845321786/151e35/zBSpkWdthZ8.jpg

В 1885 году у Мунка завязался роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). До этого Мунк не встречался с женщинами. Роман получился болезненным. Пуританское воспитание сказалось в том, что Мунка мучила совесть за связь с замужней женщиной, тем более, что она была из семьи его благодетеля. Милли была очень кокетливой женщиной и флиртовала со всеми подряд. Мунк ревновал. Эта история стала темой нескольких картин художника. Сам же впоследствии избегал серьезных отношений, хотя известны длительные отношения еще с тремя женщинами, ни на одной из которых Мунк не женился. Зато он стал завсегдатаем публичных домов: там и поесть можно, и поспать, и музыку послушать, и натурщицы рядом, и потрахаться можно - что еще нужно художнику?

В 1886 году Мунк представил на выставку картину "Больная девочка". Хотя позировала натурщица, но в основу сюжета легли воспоминания о болезни и смерти сестры.




Картина вызвала скандал. Критики были возмущены не сюжетом картины, а тем, как она была исполнена — в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»; даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
С тех пор карьера Мунка пошла в гору - от скандала к скандалу.

В 1890 году Мунк написал картину "Меланхолия", которая определила его стиль. Здесь изображен его друг, терзающийся от измены любовницы. Но заодно тут же и переживания самого Мунка по поводу своей первой любви.



В 1892 году Мунк устроил персональную выставку. Это было удивительное для Осло событие: молодой художник - и персональная выставка. Картины на выставке опять вызвали скандал, но зато они приглянулись одному немецкому художнику - члену немецкого объединения художников, Сессиону, который предложил Мунку представить их в Берлине.
На берлинской выставке тоже был скандал, и ее закрыли раньше времени. При закрытии состоялась драка молодых и именитых художников. Победила молодость. Потом организаторы были вынуждены повторить выставку, так как публика мечтала увидеть картины, вызвавшие такие страсти.

Мунк прожил в Берлине 2 года и окончательно сформировался как художник. В Берлине он сошелся с шведским писателем и драматургом Августом Стриндбергом. Они оба были мизантропами и женоненавистниками; верили в оккультизм.
Известно, что женщины падки на женоненавистников. Друзья проводили дни и ночи в кабаке "Поросенок", где Стриндберг играл на гитаре, а Мунк рисовал прекрасных дам. В приключениях у них недостатка не было.

Однажды они оба влюбились в одну женщину.

"Мадонна" (1894)
«Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…» — говорил Мунк. Он считал, что женщина становится святой в момент оргазма, так как готова к зачатию.
В 1893 году для этой картины художнику позировала Дагни Юль, будущая жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.
https://sr.gallerix.ru/M/1809742601/1086816702.jpg

Пшибышевский стал первым, кто написал о Мунке книгу. Его жена вела свободный образ жизни и умерла при странных обстоятельствах. Один из случайных поклонников увез ее в Стамбул, где они неожиданно оба покончили с собой. Причины этого неизвестны.

Отношения Мунка с Стриндбергом были сложные и окончились, когда писатель заподозрил, что художник хочет его отравить (перегоняет газ по трубам в его квартиру). Да, он был психически нездоров.
Впрочем, и в этом отношении Стриндберг с Мунком были похожи. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Женщина очень хотела, чтобы он на ней женился и довела художника до психушки, где он лечился около года. Роман окончился тем, что Матильда хотела его застрелить, а он перехватил пистолет и ранил ее в руку. После этого у Мунка были только еще одни серьезные отношения, но и они окончились разрывом.

Монументальным проектом Мунка стал "Фриз жизни". Так он назвал грандиозную выставку, для которой создавал картины несколько десятилетий. Выставка состоялась в Берлине в 1902 году и включала следующие картины, разбитые на 4 темы.

Я покажу эти работы, но не все они были представлены на выставке в виде: кое-что дублировалось офортами. Как я уже писала, Мунк не любил расставаться со своими картинами, а вот офорты он продавал.

Рождение любви
• Красное и белое (1894)
• Глаза в глаза (известна также как Влечение, ок. 1895)

• Танец на берегу (ок. 1900)
• Поцелуй (ок. 1892)




• Мадонна (1894)

Расцвет и закат любви

• Пепел (1894)
«Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла», — и некоторые исследователи предполагают, что художник изобразил свои воспоминания о первом романе и потере девственности.


• Вампир (1893)
Мунк писал натурщицу с рыжими волосами. В гости пришел друг, и он попросил его уткнуться женщине в грудь. Изначально никакого вампира не было. Но Пшибышевский придумал название "Вампир", и теперь кажется, будто женщина пьет из мужчины кровь.

"Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из ее рук. Он прилип к ее груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо», — говорил художник, по воспоминаниям его друга, о женившемся знакомом. Другая цитата — из дневников Мунка — тоже описывает происходящее на картине, но в другом свете: «Он опустил голову на ее грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук ее сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал ее поближе к себе».





• Танец жизни (1899—1900)
«В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина — воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья — как был исключен и я, когда они танцевали…» — рассказывал Мунк историю создания картины.


• Ревность (1895)





• Сфинкс (Три возраста женщины) (1893-95)
• Меланхолия (1894-95)

Страх жизни
Тревога (1894)
• Вечер на улице Карла Юхана (1894)
Здесь изображено то состояние, когда человеку вдруг кажется, что он находится в совсем незнакомом месте, а окружают его какие-то инопланетяне.
https://cdn21.img.ria.ru/images/98367/58/983675853_0:235:2651:1737_600x0_80_0_0_de2a07e21380f8f029fd4e539c7ea287.jpg
• Красный плющ (1898—1900)


• Голгофа (ок. 1900)


•Крик (1893)

Смерть
• Комната больного

• Катафалк на Потсдамской площади (1902, впоследствии исключена из экспозиции)

• Обмен веществ (1898)

• Девочка у постели умершей матери (1893-99)

Отдельно хотелось бы остановиться на самой знаменитой картине Мунка - на "Крике".

На истории картины можно показать, как художнику в голову приходят те или иные сюжеты.

В основу картины легли воспоминания Мунка о красных облаках, которые можно было наблюдать в 1883 году из-за извержения вулкана Кракатау. 10 лет он хотел написать кровавые облака, и, наконец, написал.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил художник о поразившем его пейзаже, после которого он взялся за серию работ. Всего он создал семь версий, из них с названием «Крик» четыре (два маслом и две пастели).

Самая первая картина из этой серии была такая:тут изображен знакомый Мунка.
Отчаяние
https://artchive.ru/res/media/img/orig/work/a3e/453885.png

Но потом человек трансформировался в странную фигуру, принесшую Мунку мировую известность. А кто кричит? Одно время картина называлась "Крик природы".





И еще вариации на эту тему.

"Тревога"
https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/trevoga-munk+.jpg

"Страх"



Еще картины с выставки.

Много автопортретов.

"Автопортрет в аду"


"Автопортрет"



"Автопортрет с бутылками""


"Автопортрет после гриппа". В 1918 году Мунк заболел испанкой, от которой умерли Шиле и Климт. А он - выжил.


В 1930 году у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искажённых форм.

"Портрет с бутылками" (1938)


И еще картины.



"Запах смерти"


"Два человека. Одинокие"


"Две женщины на берегу"
Мунк имел сложные отношения не только с людьми, но и со своими картинами. Некоторые ему не нравились, и он выставлял их на улицу. Там их мочил, дождь, на них появлялся птичий помет, который вместе с потеками становился частью картин. Так что потертость некоторых картин может свидетельствовать о том, что они подвергались такой обработке.


"Купальщики"






"Вечернее настроение"


"Удивление"



"На берегу моря"


"Убийца"


"Смерть Марата"


"Созревание". Обратите внимание на черную тень сбоку - все непросто!


"Зимний снег"


"Наследственность"






"На следующий день"
https://sr.gallerix.ru/M/1809742601/935375148.jpg


кликабельно

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

Метки:

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 50 комментариев — Порадовать комментарием )
broks_broks
31 май, 2019 22:02 (UTC)
А мы в Осло получили по обмену выставку ряда картин из российских галерей, в основном - хрестоматийные из Третьяковки.
uborshizzza
1 июн, 2019 05:35 (UTC)
Были на этой выставке? Понравилось?
(без темы) - broks_broks - 1 июн, 2019 06:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 1_na_vetru - 1 июн, 2019 16:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - broks_broks - 1 июн, 2019 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 1 июн, 2019 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 1 июн, 2019 15:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 1 июн, 2019 15:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - broks_broks - 1 июн, 2019 16:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 1 июн, 2019 17:02 (UTC) - Развернуть
anguema
31 май, 2019 22:44 (UTC)
Ну что.
Шизофрения, алкоголизм и публичные дома -- вот источник вдохновения и питательный субстрат для всей этой продукции.
Художник изначально не бездарен, зачатки таланта проскальзывают.
Но в целом, да, дегенеративное творчество во всей красе.
Учитывая, что Мунк самый дорогой художник современности, это диагноз и всему нашему обществу.
К сожалению.
uborshizzza
1 июн, 2019 05:36 (UTC)
А какие художники вам нравятся?
(без темы) - anguema - 1 июн, 2019 09:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Burn - 1 июн, 2019 10:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anguema - 1 июн, 2019 10:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valerie_livina - 1 июн, 2019 22:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sin_dorej - 1 июн, 2019 07:02 (UTC) - Развернуть
deadmanru
31 май, 2019 23:18 (UTC)
>В Германии его картины были признаны близкими к дегенеративному искусству

Полностью согласен! Это только в печь!
uborshizzza
1 июн, 2019 05:36 (UTC)
Зато у него были сходные с вами взгляды на женщин.

Edited at 2019-06-01 05:37 (UTC)
(без темы) - deadmanru - 1 июн, 2019 11:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 1 июн, 2019 11:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 1 июн, 2019 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 1_na_vetru - 1 июн, 2019 16:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 1 июн, 2019 16:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 1_na_vetru - 1 июн, 2019 18:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 4 июн, 2019 23:28 (UTC) - Развернуть
sin_dorej
1 июн, 2019 07:02 (UTC)
У меня творчество этого Мунка ассоциируется с истлевающим трупом, из-за этих черепов, обтянутых кожей. Дико депрессивный художник, ни одной радостной картины.
Они даже на людей не похожи, в меланхолии или в горе. А похожи на каких-то червей.
Вот например Ван Гог хоть и лечился у психиатров, но не рисовал людей-червей, у него периоды депрессии чередовались со светлыми периодами. И его пейзажи прекрасны, и люди на портретах человечны. А Мунк этот жуткий. И да, не зря сейчас впихивают этого Мунка как нечто гениальное, потому что сейчас людьми владеют идеи мщения и разрушения.

Edited at 2019-06-01 07:49 (UTC)
uborshizzza
1 июн, 2019 10:36 (UTC)
Мунк одно время подражал Ван Гогу.

Все же репродукции не дают полного впечатления. Картина "Зимний снег" смотрится ярко. И пейзаж не депрессивный.
(без темы) - sin_dorej - 1 июн, 2019 10:46 (UTC) - Развернуть
luka542
1 июн, 2019 09:12 (UTC)
Картины вызывают просто ужас. Представляю, какое впечатление они производят на детей. Да детям их и показать страшно.
Помню, что в детстве на меня самое сильное впечатление произвела в Третьяковке картина "Мокрый луг" Ф. Васильева. И это заложило основу восприятия живописи как встреча с прекрасным.
И что можно ждать от людей восхищающихся такими картинами?
uborshizzza
1 июн, 2019 10:38 (UTC)
Мунк писал про себя. Очевидно, что он боялся смерти, многого боялся.
(без темы) - deadmanru - 1 июн, 2019 12:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 1 июн, 2019 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 1 июн, 2019 12:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - luka542 - 1 июн, 2019 13:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 1 июн, 2019 15:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 1 июн, 2019 15:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - luka542 - 1 июн, 2019 15:24 (UTC) - Развернуть
l_char
1 июн, 2019 14:05 (UTC)
черную тень сбоку - все непросто
красные руки пятном крови совершенного греха вижу, а тень это мужчина, но я не вижу
а дошло , это, ну то что лишило чистоты,лежить обесиленное свисая рядом вдоль ноги, да?

Edited at 2019-06-01 14:38 (UTC)
uborshizzza
1 июн, 2019 15:11 (UTC)
Re: черную тень сбоку - все непросто
Раз фантазия работает, значит - картина хорошая.
l_char
1 июн, 2019 15:55 (UTC)
спасибо за пост , просветили, очень хороший пост, в моей деревне, куда в магазин ни зайдешь везде Мунк криком кричит, а больше ничего и нет, и крик этот так истошен, что альбом в руки брать тошно, так и был Мунк мне без известным, Честно мне Мунк зашел, заценила, хотя конечно с критикой согласна
1_na_vetru
1 июн, 2019 16:44 (UTC)
Интересно, есть ли достоверные данные, каков процент психопатов среди художников и, например, для сравнения, среди инженеров?
deadmanru
1 июн, 2019 17:03 (UTC)
И ещё приведите статистику по психам среди блогеров ЖЖ. Да и статистику по самому образованному народу миру-советскому. :)



Edited at 2019-06-01 17:09 (UTC)
Сергей Коваленко
1 июн, 2019 19:09 (UTC)
Спасибо.
Мунк хороший.
uborshizzza
1 июн, 2019 19:28 (UTC)
Хоть кому-то угодил.
(Анонимно)
4 июн, 2019 23:13 (UTC)
Современно искусство
СМЕСЬ непосредственно искусства и большого БИЗНЕСА. Поэтому неспециалисту остаётся только ориентироваться на СОБСТВЕННОЕ мнение (конечно, подкреплённое ЗНАНИЯМИ, в данном случае об искусстве). Сразу скажу я ПРИЗНАЮ только СЛОЖНОЕ искусство (картина, чем сложнее по исполнению, тем более подходит под термин НАСТОЯЩЕЕ искусство). А всякие там "абстракционисты" с их мазнёй и детскими рисунками - это БИЗНЕС по выбиванию денег из полоумных зрителей и "ценителей". То же и этот Мунк - посредственный художник, сделавший карьеру на ЭПАТАЖЕ тупой публики.
(Анонимно)
14 июл, 2019 01:24 (UTC)
Мунк безусловно гений.Искренний в жизни и в своих картинах выражал весь спектр эмоций.Возможно и излечивался и дожил до восьмидесяти лет благодаря выводу своих эмоций через картины.
Детские психологи уже много лет работают с детьми (и взрослыми) применяя один из методов арт терапии (рисунка) через который убирают страхи и весь накопившийся негатив в душах,сознании и подсознании клиентов.
В нашей жизни много Радости(света) и печали(депрессий) как и в картинах Мунка.Те кто пишет что Мунк депрессивный просто видно не хорошо знаком с его картинами («Танец жизни»,бесподобнейшая картина «Солнце» наполненные мудростью и позитивом) и мало того не хотят смотреть правде в глаза.Стесняясь признать СВОИ грехи,СВОИ депрессии и внутренние переживания.Мунк смотрел Жизни и Смерти в глаза и Чувствовал...вибрации низких и высоких частот.Его картины подобны музыке.Они звучат...создавая симфонию Жизни.
( 50 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow