?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/731/99731133_large_16_SHKID_buza.jpg
Большинство глупостей, которое делает руководство России, лишь повторение глупостей «прогрессивного Запада». Так как мы следует вслед за ними в кильватере, то их опыт показывает нам, до какого идиотизма мы впоследствии дойдем. Поэтому я с огромным интересом изучаю книгу Тома Николса «Смерть экспертизы. Как Интернет убивает научные знания». Название не соответствует содержанию, книга – о современном высшем образовании в США.

Как известно, в настоящее время в российском обществе стремительно падает ценность высшего образования. Это – следствие нескольких факторов, среди которых:
А) Распространенность и общедоступность образования,
Б) Снижение его качества,
В) Снижение ценности полученных знаний, умений и навыков.

Во времена царской России выпускник гимназии уже мог работать учителем в реальных училищах, выпускников же университета было мало. Например, выпускник МГУ автоматом получал личное дворянство. Однако потребность отсталой царской России в образованных людях была ограниченной, и если хорошо образованный инженер был автоматически человеком очень состоятельным, то гуманитарий без знакомств с трудом находил место провинциального учителя.

В советские времена для индустриализации требовалось большое количество специалистов, поэтому образование стало одной из важнейших задач государства. Упор делался на технических дисциплинах, госзаказ на подготовку специалистов обеспечивал подготовку по тем специальностям и в тех количествах, которые обеспечивали трудоустройство по специальности. В 80е годы в связи с развитием станков с числовым программным обеспечением пошли разговоры о том, что и рабочий должен иметь высшее образование. Однако далее наступила эпоха деиндустриализации, инженеры, конструкторы, научные работники и пр. оказались невостребованными, что вызвало резкое падение престижа высшего образования.

Изменение отношения государства к системе образования зафиксировано в изменении законодательства об образовании. Сейчас школы, вузы и университеты не учат, а оказывают образовательные услуги. В их обязанность входит не образование, а предоставление возможности для образования, а уж учится или нет школьник или студент – это его личное дело.

Так как сейчас даже государственные вузы имеют значительную и постоянно растущую долю студентов, обучающихся за деньги, то руководство вуза очень следит за тем, чтобы студентов было побольше и их не отчисляли*.

Так как государство уходит из заказа на подготовку специалистов**, то вузы начинают принимать абитуриентов на те специальности, на которые они хотят поступать. При этом подавляющее большинство поступающих и их родителей думает о чем угодно, только не о том, будет ли для будущих выпускников место работы. Соответственно спрос смещается на те специальности, где учиться легко и интересно. По странному стечению обстоятельств и самим вузам готовить по этим специальностям значительно проще. Вот кого сложнее и дороже готовить – физика, специалиста по реакторам, или искусствоведа?

В результате если в советские времена искусствоведов готовили только на искусствоведческом отделении философского факультета МГУ, то сейчас их – просто море. А вот где они будут работать – это уже их проблемы.

Появилось массовое образование по специальностям-симулякрам***. Вот, к примеру, «политология». В советские времена необходимость в этой специальности закрывалась несколькими журналистами-международниками и несколькими специалистами из дипломатов. Сейчас только в одной Москве бакалавров по политологии готовят 15 вузов. Кому они нахрен нужны?

Получение хорошего образования – это тяжелый труд для обучаемого. Школа и вуз действительно может дать лишь условия для образования, а само обучение без усилий обучаемого не пойдет. Однако для этого требуется высокий уровень мотивации и самодисциплина. Ну и контроль, «накачки», страх отчисления. Если же обучение идет по том специальностям, которые нравятся, но не дают места работы, и вуз не заинтересован в отчислении, то годы, затраченные за высшее образование, превращаются в годы тусни и расслабона.

Не все благополучно и с естественно-научными дисциплинами. Современная Россия – это не СССР, большое количество инженеров и научных специалистов ей просто не надо.

Еще раз хочу отметить, что подобное – общая тенденция для всего мира. Вот, к примеру, Армения. Традиционно среди армян много строителей и врачей. После получения независимости там открылось огромное количество частных мед. вузов. Работают они на базе детских садиков, то есть утром там детишки, а вечером – это уже медвуз. Кстати – система взаимного признания дипломов на постсоветском пространстве того, успешно работает. Если в Москве врачи начинают что-то требовать от администрации, то в ответ слышат: «Не нравится – уходите. Не хотите работать – на ваше место наймем узбеков».

В результате в современной Армении есть два вуза, наличие дипломов которых как-то учитывается работодателями, так как только в них ректоры – не армяне. Насколько помню, один – филиал МГУ, второй – какого-то европейского университета.

В Азербайджане в рамках идей либерализации разрешили открыть частные медвузы. Их сразу открылось очень много. Однако через несколько лет была проведена государственная проверка качества преподавания в них, а так как у клана Алиевых есть традиция – отправлять детей учиться в Москву, в первый мед, то все эти частные шарашки закрыли, а в самом Азербайджане открыли филиал московского медуниверситета, в котором преподают наши преподаватели, откомандированные на пару недель.

Американский и западноевропейский опыт показывает, что мы еще только в начале пути превращения школ и университетов из образовательных учреждений в развлекательные клубы для скучающих детей и молодежи. У нас еще только набирает обороты возможность свободного выбора предметов, в результате чего обучающиеся выбирают не занудные физику и математику, а, к примеру, «История джаза» или «Плетение макраме».

Еще один шаг, который предстоит сделать – это отказ от негативных суждений преподавателей (и, в частности, от оценок), травмирующих нежную психику обучающихся. В результате большинство успешно окончивших американские школы не умеют нормально читать****. Подвижки в эту сторону идут и у нас. Так, в большинстве российских вузов примерно половина зарплаты – фиксирована, а половина – доплаты за успешную работу. А успешная работа, помимо прочего – средний балл обучающихся. В результате преподы, зажмурив глаза, ставят пятерки, чтобы не остаться без премии.

Лихорадочная гонка за места в международном рейтинге университетов, сочиняемых американцами по американским правилам – стремление урвать кусок пирога в международном образовании, привлекая к себе студентов из третьих стран. Насколько помню, объем средств в обучение иностранцев в мире многократно выше, чем объем средств от международной торговли энергоносителями.

Ну и в конце вернусь к книге Тома Николса. Его основное содержание – «плач Ярославны» по поводу того, что студенты перестали уважать своих профессоров и что сейчас практически все американцы оканчивают колледж, однако за исключением лишь нескольких серьезных университетов из «Лиги плюща» уровень бакалавра – это уровень выпускника средней школы прежних лет. Пишет он массу забавного, потом, наверно, еще не раз вернусь к этой книге, однако накал праведного возмущения снижает то, что сам Николс – профессор политологии в захудалом колледже. Большую часть своей трудовой жизни он провел, читая газету «Правда» и пытаясь понять из нее, какие есть тайные изменения сфер влияния в Политбюро ЦК КПСС. При этом мысль о том, что журналисты, пишущие в «Правде», сами ничего не знали о тайной жизни политбюро, ему в голову не приходила. Периодически он что-то пишет о жизни в СССР, но редкостную чушь. Он с большим уважением пишет о своем учителе, который тоже всю жизнь читал «Правду» и что у того был замечательный талант – если во время чтения у него начинался чесаться нос, то, значит, он прочел что-то очень важное.

В качестве примера обнаглевших студентов он приводит случай, когда в одном из колледжей один уважаемый профессор политологии стал с упоением рассказывать о принятии гениальной программы СОИ, что Америка запустит кучу космических кораблей и спутников с лазерами, которые будут делать «пищь-пищь» и «пиу-пиу» и сбивать советские баллистические ракеты, а один из студентов стал ему возражать, что все это – чепуха. После перепалки студент сказал: «Ну ладно, будем считать, что у нас есть разные мнения, мое – у меня и Ваше – у Вас», На что профессор ему гениально ответил: «Нет, у нас – разные мнения, но мое намного лучше Вашего!». История СОИ, однако, не подтвердила тезиса о глупом студенте и умном профессоре политологии.


-----------------------------
* Подобная установка есть даже в наилучших престижных вузах. Мой медуниверситет – счастливое исключение. Есть много студентов медвузов, которые переезжают из провинции в Москву, поэтому они мгновенно заполняют освободившиеся вакансии.
** В том числе и потому, что в современной России нет стратегических планов развития экономики, поэтому и непонятно, какие специалисты и в каком количестве ему понадобятся.
*** Симулякр – несуществующее явление, делающее вид, что оно существует.
**** Сейчас большинство функционально безграмотны, то есть читают медленно и не понимают смысл прочитанного. Кроме того тенденция негативная. Впрочем, зачем уметь читать и писать, если в телефоне есть голосовой помощник?


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 63 комментария — Порадовать комментарием )
lj_frank_bot
7 июл, 2019 09:01 (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
albamere
7 июл, 2019 10:45 (UTC)
А это выражение- много букав, ниасилил. Оно появилось именно потому, что среднестатистический человек сейчас, как только видит текст больше 1 абзаца, не начинает даже его читать.

Касательно врачей- провинциалов: в последние 3 года довольно много пришлось походить по врачам у нас в Петербурге. Те врачи, которые мне понравились, тем что реально помогли,а не просто развели на деньги, оказались провинциалами!!!!
Так что, ничего плохого в этом не вижу. Приезжие бьются до последней капли крови и толкаются изо всех сил локтями. И поэтому выбиваются в хорошие врачи.
Местные- москвичи, питерцы и тд, считают, что они по определению круты, и нечего напрягаться. Отсюда и дальнейший КПД.

Edited at 2019-07-07 10:46 (UTC)
dimmoff
7 июл, 2019 14:12 (UTC)
"А это выражение- много букав, ниасилил", это выражение говорит не о тупости читающего, а о дебильности текста, скрываемой огромным количеством букв. Данный текст - отличный пример, "смешалось в кучу, кони, люди..."))
(без темы) - albamere - 7 июл, 2019 23:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 8 июл, 2019 07:37 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
7 июл, 2019 10:52 (UTC)
Искусствоведы РСФСР получали дипломы в советское время в Москве и Ленинграде в МГУ и ЛГУ и в Академии Художеств (Москвы и Ленинграда). Можно было получить профильное образование также в педвузах. И да, кафедры истории искусств были на исторических факультетах университетов, на философских - кафедра эстетики. На философском - только если это объединенный историко-философский факультет.


(Анонимно)
7 июл, 2019 14:21 (UTC)
И еще был Институт Культуры, где были искусствоведческие отделения.
bachta_girey
7 июл, 2019 11:14 (UTC)

Гм. И каков же посыл?

uborshizzza
7 июл, 2019 17:52 (UTC)
Большинство читателей ЖЖ не способны понять текст длиннее двух строк
(без темы) - bachta_girey - 7 июл, 2019 19:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 7 июл, 2019 20:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bachta_girey - 7 июл, 2019 20:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 7 июл, 2019 21:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bachta_girey - 7 июл, 2019 22:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 8 июл, 2019 06:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bachta_girey - 9 июл, 2019 05:27 (UTC) - Развернуть
deadmanru
7 июл, 2019 11:27 (UTC)
> Сейчас только в одной Москве бакалавров по политологии готовят 15 вузов. Кому они нахрен нужны?

Как кому? Девушкам. Женщина присмотреть и повысить свой социальный статус-я не какая то Маша с колхоза, я женщина с высшим образованием!
Ладно бы там какой бюджет, за счёт государства. Но когда такие особы с родителей кучу денег на платное высшее образование тянут...Чтобы потом трусами на рынке торговать...
Вместо того, чтобы сразу выйти замуж, варить борщ и рожать детей.
proseka199
7 июл, 2019 12:16 (UTC)
На Кавказе азербайджанки нередко получали диплом для того только, чтобы в рамку и на стенку повесить, а дальше выходили замуж и т.д.
В Средней Азии своя специфика - там женщина без образования выше ценится. Амбиций меньше, чем у образованной:)
bey
7 июл, 2019 12:33 (UTC)
не, иметь сноху с медицинским дипломом - это очень престижно. Домашний врач!
(без темы) - (Анонимно) - 7 июл, 2019 19:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zmeika_gadyka - 7 июл, 2019 13:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 12xc33 - 9 июл, 2019 05:09 (UTC) - Развернуть
bkl
7 июл, 2019 12:39 (UTC)
> Однако потребность отсталой царской России...

Зачем который раз лютый бред озвучивать.
bey
7 июл, 2019 12:40 (UTC)
что не так? Отсталой по сравнению с основными европейскими странами.
(без темы) - bkl - 7 июл, 2019 12:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bey - 7 июл, 2019 12:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bkl - 7 июл, 2019 15:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 7 июл, 2019 15:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - unrealcolonel - 7 июл, 2019 19:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bkl - 7 июл, 2019 20:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 8 июл, 2019 05:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bkl - 8 июл, 2019 07:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - the_leech_lord - 7 июл, 2019 15:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bey - 7 июл, 2019 17:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - the_leech_lord - 7 июл, 2019 17:41 (UTC) - Развернуть
Re: Странно. - bey - 7 июл, 2019 17:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - unrealcolonel - 7 июл, 2019 20:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - the_leech_lord - 8 июл, 2019 03:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - unrealcolonel - 8 июл, 2019 06:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - the_leech_lord - 8 июл, 2019 06:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - unrealcolonel - 8 июл, 2019 08:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - the_leech_lord - 8 июл, 2019 08:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - unrealcolonel - 8 июл, 2019 09:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - the_leech_lord - 8 июл, 2019 11:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - unrealcolonel - 8 июл, 2019 14:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - the_leech_lord - 8 июл, 2019 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 7 июл, 2019 17:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bkl - 7 июл, 2019 18:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - unrealcolonel - 7 июл, 2019 20:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bkl - 7 июл, 2019 20:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - unrealcolonel - 7 июл, 2019 20:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 7 июл, 2019 21:31 (UTC) - Развернуть
bey
7 июл, 2019 12:39 (UTC)
взгляд из Узбекистана
1. буквально взрыв частных школ, курсов, подкурсов и т.д. Куда не кинешь взгляд - реклама или вывеска по сабжу
перефразируя "12 стульев", житель Ташкента рождается чтобы постричься, отучиться на курсах и помереть.

2. с этого года на образовательный рынок Узбекистана хлынули российские вузы. Настоящий десант! Если год назад было максимум 5-6 представительств рос.вузов, то в этом году набирают на обучение в РФ не менее нескольких десятков!
olga_sodjae
7 июл, 2019 17:07 (UTC)
Чтоб крестик на ЕГЭ поставить, много знаний не нужно. Это типа лотереи: выиграл или нет. Да и то вон в обмороки падают, в больницу попадают - перегруз несуществующего мозга, наверное. Это ж не в "стаграмме" фотки выкладывать. Хоть какое-то усилие требуется. А молодежь не приучена прикладывать усилие.
lazy_fat_spb
7 июл, 2019 18:15 (UTC)
"При этом подавляющее большинство поступающих и их родителей думает о чем угодно, только не о том, будет ли для будущих выпускников место работы."

Думают, не беспокойтесь. Только не всегда делятся с преподами и др. студентами этими думками. Авторы, прежде чем писать данную портянку, могли бы объявления о вакансиях почитать, чтоль.

***

"падает ценность высшего образования. Это – следствие нескольких факторов, среди которых:
...
В) Снижение ценности полученных знаний, умений и навыков."

Атлична! Причина равна полученному из нее следствию. С формальной и бытовой логикой, судя по цитате, еще в годы молодости уборщиц не очень хорошо было.

Да и эти стоны "падает ценность высшего" больше смахивает на "не уважают нас, таких высшеобразованных".

***

Да и в целом. Результат образования, знаний и навыков, - действительно, деградация.

Но надо учитывать некоторые, как говорят люди с высшим образование, факторы. (Люди поплоше говорят "причины") Некоторые свободные деньги на руках у населения; безработица; отсутствие производства и, как следствие, сопутствующих услуг. И закономерное появление массы частных контор - не самый худший вариант. Пусть уж сидят за партой. По ходу заведут детей, связи, какой-никакой опыт, варианты трудоустройства и т.д.

Если же эта масса слабообразованных после школы, эгоистичных (см. пропаганда), без жизненного опыта и прожорливых молодых людей хлынет на улицу - будет не очень хорошо.
uborshizzza
7 июл, 2019 20:31 (UTC)
Вы совершенно напрасно приписываете мне суждения и эмоциональные оценки, которые я не высказывал.
bangkok_shock
7 июл, 2019 20:55 (UTC)
---Еще раз хочу отметить, что подобное – общая тенденция для всего мира. Вот, к примеру, Армения.--
😂 получилось весело.
А вот к примеру Нигерия. Или Чад. Или Вынесуэла!
Есть ли примеры более развитых стран? Не помоек и прилипал.
uborshizzza
7 июл, 2019 21:15 (UTC)
Еще раз отмечу, что исходно было дело о книге американца о существующей там системе высшего образования. Потом - что мы хоть с опозданием повторяем их ошибки. В качестве примера были приведены кроме России Армения и Азербайджан

Про высшее образование в Нигерии никаких личных впечатлений у меня нет. А у Вас?
nexator
8 июл, 2019 05:55 (UTC)
А на хера вам это образование, наука, техника, роботы, ЧПУ, и прочая блажь, один хрен, в обосновании повышения пенсионного возраста стоят установки на уровень техники образцы 1950-х годов, или вообще рабовладельческого общества.
Ну будешь ты больше знать, ну построишь какой-то новый станок или машину какую, и что ???
12xc33
9 июл, 2019 05:05 (UTC)
По сути учат массово чему-нибудь и называют это высшим образованием.
zloi_sibiriak
9 июл, 2019 06:08 (UTC)
Все относительно.
1. Насчет якобы ненужных специальностей. Тут уж, простите, рынок рассудит.
Есть спрос - будут работать (благо тех же частных галерей и коллекционеров стало многократно больше, чем при СССР - так что спрос объективно вырос), нет - рисковали личными деньгами.
2. Насчет мотивации студентов. Про один смешной случай рассказывали. Один раздолбай учился на юрфаке. Точнее, делал вид. Его штатный препод прихворал, на зачетах замещал другой (работающий юрист-практик). Дама не докапывалась, легко ставила 4 и 5 ни за что. Он ее спросил прямо - почему так. После осмысливания ответа стал учиться очень добросовестно.
А ответила она ему просто - таких как я (суды по налоговым и сложным хозделам в арбитраже) в городе - всего 4 (дело было в провинции). И я беру минимум 1000 у е за дело. Потому что идти не к кому. А если вы будете добросовестно учиться, придется брать уже и 300, так как грамотных юристов будет больше.
так что не одним отчислением нужно стимулировать...
3. По техническим специальностям - тупик. Нет современных производств, где бы можно было увидеть воочию "как надо делать". А без этого - образование будет второсортным(чисто теоретическим), увы. То же касается медов и педов.

( 63 комментария — Порадовать комментарием )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow