uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Высшее образование как услуга. Клиент (студент) всегда прав


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/731/99731133_large_16_SHKID_buza.jpg
Большинство глупостей, которое делает руководство России, лишь повторение глупостей «прогрессивного Запада». Так как мы следует вслед за ними в кильватере, то их опыт показывает нам, до какого идиотизма мы впоследствии дойдем. Поэтому я с огромным интересом изучаю книгу Тома Николса «Смерть экспертизы. Как Интернет убивает научные знания». Название не соответствует содержанию, книга – о современном высшем образовании в США.

Как известно, в настоящее время в российском обществе стремительно падает ценность высшего образования. Это – следствие нескольких факторов, среди которых:
А) Распространенность и общедоступность образования,
Б) Снижение его качества,
В) Снижение ценности полученных знаний, умений и навыков.

Во времена царской России выпускник гимназии уже мог работать учителем в реальных училищах, выпускников же университета было мало. Например, выпускник МГУ автоматом получал личное дворянство. Однако потребность отсталой царской России в образованных людях была ограниченной, и если хорошо образованный инженер был автоматически человеком очень состоятельным, то гуманитарий без знакомств с трудом находил место провинциального учителя.

В советские времена для индустриализации требовалось большое количество специалистов, поэтому образование стало одной из важнейших задач государства. Упор делался на технических дисциплинах, госзаказ на подготовку специалистов обеспечивал подготовку по тем специальностям и в тех количествах, которые обеспечивали трудоустройство по специальности. В 80е годы в связи с развитием станков с числовым программным обеспечением пошли разговоры о том, что и рабочий должен иметь высшее образование. Однако далее наступила эпоха деиндустриализации, инженеры, конструкторы, научные работники и пр. оказались невостребованными, что вызвало резкое падение престижа высшего образования.

Изменение отношения государства к системе образования зафиксировано в изменении законодательства об образовании. Сейчас школы, вузы и университеты не учат, а оказывают образовательные услуги. В их обязанность входит не образование, а предоставление возможности для образования, а уж учится или нет школьник или студент – это его личное дело.

Так как сейчас даже государственные вузы имеют значительную и постоянно растущую долю студентов, обучающихся за деньги, то руководство вуза очень следит за тем, чтобы студентов было побольше и их не отчисляли*.

Так как государство уходит из заказа на подготовку специалистов**, то вузы начинают принимать абитуриентов на те специальности, на которые они хотят поступать. При этом подавляющее большинство поступающих и их родителей думает о чем угодно, только не о том, будет ли для будущих выпускников место работы. Соответственно спрос смещается на те специальности, где учиться легко и интересно. По странному стечению обстоятельств и самим вузам готовить по этим специальностям значительно проще. Вот кого сложнее и дороже готовить – физика, специалиста по реакторам, или искусствоведа?

В результате если в советские времена искусствоведов готовили только на искусствоведческом отделении философского факультета МГУ, то сейчас их – просто море. А вот где они будут работать – это уже их проблемы.

Появилось массовое образование по специальностям-симулякрам***. Вот, к примеру, «политология». В советские времена необходимость в этой специальности закрывалась несколькими журналистами-международниками и несколькими специалистами из дипломатов. Сейчас только в одной Москве бакалавров по политологии готовят 15 вузов. Кому они нахрен нужны?

Получение хорошего образования – это тяжелый труд для обучаемого. Школа и вуз действительно может дать лишь условия для образования, а само обучение без усилий обучаемого не пойдет. Однако для этого требуется высокий уровень мотивации и самодисциплина. Ну и контроль, «накачки», страх отчисления. Если же обучение идет по том специальностям, которые нравятся, но не дают места работы, и вуз не заинтересован в отчислении, то годы, затраченные за высшее образование, превращаются в годы тусни и расслабона.

Не все благополучно и с естественно-научными дисциплинами. Современная Россия – это не СССР, большое количество инженеров и научных специалистов ей просто не надо.

Еще раз хочу отметить, что подобное – общая тенденция для всего мира. Вот, к примеру, Армения. Традиционно среди армян много строителей и врачей. После получения независимости там открылось огромное количество частных мед. вузов. Работают они на базе детских садиков, то есть утром там детишки, а вечером – это уже медвуз. Кстати – система взаимного признания дипломов на постсоветском пространстве того, успешно работает. Если в Москве врачи начинают что-то требовать от администрации, то в ответ слышат: «Не нравится – уходите. Не хотите работать – на ваше место наймем узбеков».

В результате в современной Армении есть два вуза, наличие дипломов которых как-то учитывается работодателями, так как только в них ректоры – не армяне. Насколько помню, один – филиал МГУ, второй – какого-то европейского университета.

В Азербайджане в рамках идей либерализации разрешили открыть частные медвузы. Их сразу открылось очень много. Однако через несколько лет была проведена государственная проверка качества преподавания в них, а так как у клана Алиевых есть традиция – отправлять детей учиться в Москву, в первый мед, то все эти частные шарашки закрыли, а в самом Азербайджане открыли филиал московского медуниверситета, в котором преподают наши преподаватели, откомандированные на пару недель.

Американский и западноевропейский опыт показывает, что мы еще только в начале пути превращения школ и университетов из образовательных учреждений в развлекательные клубы для скучающих детей и молодежи. У нас еще только набирает обороты возможность свободного выбора предметов, в результате чего обучающиеся выбирают не занудные физику и математику, а, к примеру, «История джаза» или «Плетение макраме».

Еще один шаг, который предстоит сделать – это отказ от негативных суждений преподавателей (и, в частности, от оценок), травмирующих нежную психику обучающихся. В результате большинство успешно окончивших американские школы не умеют нормально читать****. Подвижки в эту сторону идут и у нас. Так, в большинстве российских вузов примерно половина зарплаты – фиксирована, а половина – доплаты за успешную работу. А успешная работа, помимо прочего – средний балл обучающихся. В результате преподы, зажмурив глаза, ставят пятерки, чтобы не остаться без премии.

Лихорадочная гонка за места в международном рейтинге университетов, сочиняемых американцами по американским правилам – стремление урвать кусок пирога в международном образовании, привлекая к себе студентов из третьих стран. Насколько помню, объем средств в обучение иностранцев в мире многократно выше, чем объем средств от международной торговли энергоносителями.

Ну и в конце вернусь к книге Тома Николса. Его основное содержание – «плач Ярославны» по поводу того, что студенты перестали уважать своих профессоров и что сейчас практически все американцы оканчивают колледж, однако за исключением лишь нескольких серьезных университетов из «Лиги плюща» уровень бакалавра – это уровень выпускника средней школы прежних лет. Пишет он массу забавного, потом, наверно, еще не раз вернусь к этой книге, однако накал праведного возмущения снижает то, что сам Николс – профессор политологии в захудалом колледже. Большую часть своей трудовой жизни он провел, читая газету «Правда» и пытаясь понять из нее, какие есть тайные изменения сфер влияния в Политбюро ЦК КПСС. При этом мысль о том, что журналисты, пишущие в «Правде», сами ничего не знали о тайной жизни политбюро, ему в голову не приходила. Периодически он что-то пишет о жизни в СССР, но редкостную чушь. Он с большим уважением пишет о своем учителе, который тоже всю жизнь читал «Правду» и что у того был замечательный талант – если во время чтения у него начинался чесаться нос, то, значит, он прочел что-то очень важное.

В качестве примера обнаглевших студентов он приводит случай, когда в одном из колледжей один уважаемый профессор политологии стал с упоением рассказывать о принятии гениальной программы СОИ, что Америка запустит кучу космических кораблей и спутников с лазерами, которые будут делать «пищь-пищь» и «пиу-пиу» и сбивать советские баллистические ракеты, а один из студентов стал ему возражать, что все это – чепуха. После перепалки студент сказал: «Ну ладно, будем считать, что у нас есть разные мнения, мое – у меня и Ваше – у Вас», На что профессор ему гениально ответил: «Нет, у нас – разные мнения, но мое намного лучше Вашего!». История СОИ, однако, не подтвердила тезиса о глупом студенте и умном профессоре политологии.


-----------------------------
* Подобная установка есть даже в наилучших престижных вузах. Мой медуниверситет – счастливое исключение. Есть много студентов медвузов, которые переезжают из провинции в Москву, поэтому они мгновенно заполняют освободившиеся вакансии.
** В том числе и потому, что в современной России нет стратегических планов развития экономики, поэтому и непонятно, какие специалисты и в каком количестве ему понадобятся.
*** Симулякр – несуществующее явление, делающее вид, что оно существует.
**** Сейчас большинство функционально безграмотны, то есть читают медленно и не понимают смысл прочитанного. Кроме того тенденция негативная. Впрочем, зачем уметь читать и писать, если в телефоне есть голосовой помощник?


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Tags: Идеологические размышлизмы
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments