uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Измирский марш, или как в Турции все не просто


В Античном Сиде довольно много ресторанов, кафе, баров.
У них всех плохой дизайн, деревенские официанты, но приличные повара и музыканты. В основном играют и поют на английском хиты 70-х-80-х (бывает и русская музыка: слышала «Мальчик хочет в Тамбов»), но есть места, где звучит турецкая музыка, и там всегда можно услышать «Измирский марш», которому все подпевают.



Как известно, Турция, находясь в коалиции с Германией проиграла 1 мировую войну.

13 ноября 1918 года, в соответствии с условиями перемирия, Антантой был оккупирован Константинополь, началась интервенция в Турцию стран Антанты, Греции и новосозданной Демократической республики Армения. 15 мая 1919 греческие войска высадились в крупном малоазиатским городе Измир (Смирна), где больше половины населения составляли греки, встретившие греческую армию как освободителей.
Примерно в это же время был захвачен город Анталья итальянскими войсками.
Франция оккупировала Киликию.

С июня 1919 будущий Ататюрк (Мустафа Кемаль, генерал или, по-турецки, паша османской армии) начинает формирование национально-освободительной армии Турции.
Освободительная война началась с Армении, так как именно там Турцию мог поддержать единственный на тот момент союзник – Советская Россия. Этот период войны завершился мирным договором с Арменией. Территория Армении сокращалась до Эриванского и Гокчинского районов. Эти территории вошли в состав России. 16 марта 1920 года в Москве подписан был советско-турецкий договор «О дружбе и братстве», согласно которому к Турции отошли города Карс, Ардаган, Сарыкамыш, ранее принадлежавшие Российской империи (с конца 19 века).

(Зачем Ленин так поступил с армянами? Думаю, он хотел вернуть хотя бы ту часть Армении, которая вошла в состав РИ в 1829 году. А, может быть, не хотел усиления Британской империи и потому поддержал турок. Сумели бы армяне без помощи большевиков отбиться от Турции и сохранить независимость? Сомнительно).
В марте 1920 года силы союзников оккупировали Константинополь. В апреле 1920 года Кемаль создал временное правительство в Анкаре, враждебное константинопольскому правительству. Вскоре после этого войска Кемаля нанесли существенные поражения французским войскам в Киликии, так что Франция была вынуждена подписать перемирие.

По Севрскому договору 1920 года бывшая Османская империя и даже сама Турция была разделена Францией и Англией. 10 августа 1920 был подписан Севрский договор между странами Антанты и султанской Турцией. По этому договору Греции отходили Восточная Фракия (до расстояния в 30 км от Константинополя), острова Имброс и Тенедос, а область Смирны передавалась под управление Греции с перспективой через пять лет стать греческой территорией.

Измир — это один из древнейших городов Средиземноморья. Здесь обнаружили следы поселения 7 тысячелетия д.н.э. Это древнее поселение основано примерно во времена ещё самой первой Трои. Примерно в 1500-1000 годах д.н.э город стал греческим, и в ту эпоху он получает своё историческое название — Смирна. Руины первого греческого города сейчас сохранились, постройки датируются 1000-700 годами д.н.э. Смирна была одним из самых сильных греческих городов, достигнув пика развития в 650-550 годах д.н.э. Была в составе Рима, Византии. В состав Османской империи город вошел в 1418 году (ранее турки брали Смирну в 1389 году).



Кемаль этот договор с марионеточным турецким правительством не признал.
С 1921 года турецкие войска стали теснить греков. В самой Греции случился переворот, и западные союзники перестали поддерживать греков.

В 1922 году Франция, Британия и Италия предложили план по постепенному выводу греческих войск из Малой Азии. Кемаль эти предложения отверг. В Греции тем временем в мае 1922 года к власти пришло коалиционное правительство, которое, недооценив ситуацию, принялось организовывать операцию по захвату Константинополя с тем, чтобы давить таким образом на Кемаля. Эта операция не была осуществлена, как утверждают греческие источники, из-за запрета союзников.
2 сентября 1922 турецкие войска захватили Эскишехир (в результате был взят в плен главком греческой армии генерал Трикупис со своим штабом. Греческое правительство после сдачи Эскишехира ушло в отставку, греки пытались обеспечить по крайней мере эвакуацию Смирны. Почти одновременно был отдан приказ об оставлении всего малоазиатского плацдарма

9 сентября 1922 в Смирну вступила турецкая армия во главе с Мустафой Кемалем. Кемаль торжественно объявил, что каждый турецкий солдат, причинивший вред гражданскому населению, будет расстрелян; тем не менее, немедленно началась резня христианского населения, увенчавшаяся сожжением города. Следует отметить, однако, что турецкие историки утверждают, что город подожгли отступающие греки. Согласно свидетельству американского консула Джорджа Хортона, день 9 сентября, когда в город вступили турки, прошел относительно спокойно; еще утром в городе поддерживала порядок греческая жандармерия, которая передала свои функции вступившим турецким войскам. Вечером, однако, начались грабежи и убийства, в которых активное участие принимали местные мусульмане и партизаны («четники»). Затем турки оцепили армянский квартал и приступили к систематическому истреблению армян.

13 сентября солдаты облили бензином и подожгли множество зданий в армянском квартале, выждав время, когда дул сильный ветер со стороны мусульманского квартала. Затем турецкие солдаты стали обливать бензином и другие места в христианско-европейской части (в частности, перед американским консульством). Резня и пожар шли по всему городу; среди убитых турками, был митрополит Хризостом (Калафатис) Хризостом, отказавшийся покинуть город, был выдан на растерзание турецкой толпе командующим Нуреддин-пашой; его избивали, истыкали ножами, вырвали ему бороду, выкололи глаза, отрезали уши и нос, пока он наконец не умер (по другим сведениям, был пристрелен из жалости некимкритским турком). Все это происходило на глазах французских солдат, которым командир запретил вмешиваться. Впоследствии Хризостом был причислен к лику святых. Из двух сопровождавших Хризостома старост один был повешен, другого же турки умертвили, привязав за ноги к автомобилю и таская по центру Смирны. Убийства сопровождались всевозможными зверствами; так, девушкам, после неоднократного изнасилования, вырезали груди.

Спасаясь от пожара, большинство христианских жителей столпилось на набережной. Турецкие солдаты оцепили набережную, оставив беженцев без пищи и воды. Многие умирали от голода и жажды, иные кончали с собой, кинувшись в море. Чтобы заглушить крики христиан, постоянно играл турецкий военный оркестр. Все это происходило на виду военного флота союзников, который, однако, стоял в гавани, не вмешиваясь.

Турки сначала перекрыли гавань военными кораблями, однако затем, под давлением держав, позволили эвакуацию, кроме мужчин от 17 до 45 (по другим источникам от 15 до 50) лет, которых объявляли интернированными и подлежащими депортации во внутренние области на принудительные работы, «что было расценено как приговор к пожизненному рабству у жестоких владельцев». Срок эвакуации давался до 30 сентября; после этого дня, все оставшиеся также подлежали депортации на принудительные работы. В организации эвакуации большую роль сыграл американский пастор, сотрудник организации ИМКА Аса Дженнингс; именно благодаря его стараниям, 23сентября в порт под охраной американских судов прибыла наскоро собранная греческая флотилия. Японские корабли выбрасывали весь свой груз, чтобы принять на борт как можно больше беженцев. Непосредственно после резни, было зарегистрировано 400.000 беженцев из Смирны, получавших помощь Красного Креста.

Город был полностью сожжен, в пожаре погибли сотни домов, 24 церкви, 28 школ, здания банков, консульств, больницы. Количество убитых в разных источниках варьируется от 60 тысяч до 260 тысяч; согласно Р.Руммелю, средняя цифра составляет 183 тысячи греков и 12 тысяч армян. По подсчетам Жиля Милтона, в резне погибло 100.000 человек, еще 160.000 мужчин было депортировано во внутренние области Анатолии, и большинство их погибло в дороге.

17 сентября Мустафа Кемаль направил телеграмму министру иностранных дел с инструкцией, каким образом следует «комментировать» события. Телеграмма излагает следующую версию: город был подожжен греками и армянами, которых к тому побуждал митрополит Хризостом, утверждавший, что сожжение города — религиозный долг христиан. Турки же делали все для его спасения. Эта версия с тех пор стала официальной в Турции. Однако известный турецкий историк Фалих Рифки Атай называет виновником пожара турецкого командующего Нуреддин-пашу, решительно отвергая официальную версию. Сам Кемаль, наблюдая за пожаром, заявил: «Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей и иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам»

Эрнест Хемингуэй, бывший в это время корреспондентом американской газеты в Европе, описал свои впечатления от резни в рассказе «В порту Смирны».
http://hemingway-lib.ru/rasskazi/v-portu-smirni.html
Уинстон Черчилль писал в связи с судьбой Смирны: «Кемаль отпраздновал свой триумф превращением Смирны в пепел и избиением всего местного христианского населения».

Греческая армия стала полностью небоеспособной. Уйти на Балканы на английских судах удалось не более одной трети греческой армии.
Между Турцией с одной стороны, а союзниками и Грецией с другой в 1923 был подписан Лозаннский мирный договор, по которому Греция и страны Антанты полностью отказывалась от претензий на Западную Анатолию и Восточную Фракию.
Из Турции принудительно были выселены около полутора миллионов греков в обмен на выселение (также принудительное) 600 000 мусульман из Греции.
29 октября 1923 провозглашена Турецкая Республика.

«Измирский марш» был написан на 10-летие провозглашения Турецкой республики.

Мустафа Кемаль был сложным человеком. Но все же он пустил Турцию по европейскому пути развития.
Сейчас в Турции отношение к ататюркизмому/кемализмому (уважение к личности создателя Республики и нации, разделение его принципов, которые в школах и вузах учат как отдельный предмет, и ценностями светской Республики) неоднозначное. Правящая партия (AKP) и возглавляющий ее Эрдоган явно предпочитает упирать на "традиционные ценности" и религию. Получается, что некогда ура патриотическая любовь к Ататюрку сейчас не в политической моде - и, выходит, в оппозиции!

Сегодня пение «Измирского марша» - это способ показать свою приверженность кемализму, и, соответственно, продемонстрировать оппозицию к Эрдогану. “Измирский марш” стал возможностью выразить своё несогласие иными средствами. Сегодня его можно услышать на улицах, в концертных залах, на стадионах, его поют десятки тысяч людей. Это движение “Нет!”. Оно объединяет тех, кто против Эрдогана.

Вот так получилось, что марш, посвященный, в общем-то страшному событию, стал песней оппозиции, провозгласившей своим идеалом свободу.
Любопытно, а портреты Ататюрка, которые здесь повсюду вешают – это тоже протест, как в свое время портреты Сталина в Грузии?


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
Tags: Текущая политика, музыка
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments