uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

«Маленькие женщины» и автор книги - Луиза Олкотт


В прокат вышел фильм «Маленькие женщины» - это заставило меня, наконец, прочесть книгу Луизу Оллкот.
Считается, что «Маленькие женщины» - книга для подростков. Когда я была подростком, «Маленькие женщины» не были на слуху, и я даже не уверена, что эта книга была в наших библиотеках. Переводили ли ее на русский в советское время? Был ли дореволюционный перевод ? Все же «Маленькие женщины» (и их продолжение "Хорошие жены") были опубликованы в США в 1868-1869 году.

Между тем, книга эта популярна в США. По ней было снято 5 полнометражных художественных фильма, один мини-сериал и 3 аниме-сериала, причем фильмы очень известные. Так в фильме 1933 года снялась Кэтрин Хепбёрн. Этот фильм получил «Оскара» за лучший сценарий. Фильм 1934 года получил «Оскара» для в номинациях: лучшая актриса (Вайнона Райдер), лучший дизайн костюмов, лучшая оригинальная запись. Фильм 2019 года тоже получил «Оскара» за лучший дизайн костюмов.

Странно, конечно, что такая знаковая книга была так мало известна у нашего читателя. Я еще могу понять, почему не публиковали «Унесенных ветром», посвященной тому же периоду истории США - она написаны с точки зрения рабовладельческого Юга, а у нас детям рекомендовали читать «Хижину дяди Тома». Зато, когда «Унесенных ветром» опубликовали в Перестройку и показали одноименный фильм, то они были встречены с огромным энтузиазмом. Тиражи были миллионные, и, по-моему, не было никого, кто не читал книгу или не смотрел этот фильм.

Или обожаемая всеми книга Джейн Остин «Гордость и предубеждение», которая увидела свет в 1813 году. Там тоже описывается история сестер. Правда, у Остин их 5-ро, и они постарше (от 15-ти до 23-х лет). Сестры – из обедневшей дворянской семьи, а их главное занятие и главная забота их родителей – это попытка удачно выйти замуж. Казалось бы, разве такой сюжет мог быть хорош для советской девушки? А книга почиталась классикой.

В «Маленьких женщинах» все трудятся. Мать и две старшие сестры (16-и и 15-ти лет) работают, младшие (13-ти и 11-и) лет помогают по дому. Праздность очень осуждается в этом доме.
Отец находится в армии, на стороне северян. Семья является, скорее, бедной, чем богатой, но считает своим долгом помогать нищим.
Идея выйти замуж за богатого отвергается родителями девушек. Они хотят зятя своего круга, т.е. человека небогатого, но честного, трудолюбивого.

Может быть, игнорирование «Маленьких женщин» было связано с тем, что в ней есть выраженный религиозный мотив, которого, например, нет в «Унесенных ветром» и «Гордости и предубеждении»?

Но в «Маленьких женщинах» никто не ходит в церковь. Размышлений о религии почти нет. С другой стороны, изучали же в школе «Войну и мир», «Преступление и наказание», где хватает размышлений на религиозную тему.

В общем, загадка, почему книга не была у нас известна хотя бы также, как «Гордость и предубеждение» или «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте (первая публикация 1847 год).
Но сегодня книга «Маленькие женщины» продается в магазинах, тем более, что появилась очередная экранизация.

Прежде, чем начать разговор о книге, немного расскажу об ее авторе.
https://www.swampscottlibrary.org/wp-content/uploads/Louisa-May-Alcott.jpg
Луиза Мэй Олкотт родилась в 1832 году. У нее было три сестры и очень интересные родители.
Отец (Эймос Бронсон Олкотт, 1799 -1888 г.г.) вырос в бедной фермерской семье, рано начал работать – торговал вразнос. Торговля шла плохо, и отцу Эймоса приходилось выплачивать долги сына. Олкотт получил образование самоучкой (он учился в колледже, но бросил его через месяц). Но у него был дядя - директор частной школы, который дал ему работу. Начиная с 1823 года Эймос учительствовал. В 1834 году открыл в Бостоне свою школу, которая, впрочем, быстро прогорела, просуществовав 4 года. Но за это время он успел написать 2 книги по педагогике.

Олкотт увлекался трансцеденциализмом. Трансцендентализм — философско-литературное течение, сформированное в XIX веке в США. По политическим воззрениям они были аболиционистами и индивидуалистами, который сочетался с американским патриотизмом и американской мечтой. Христианская религия превращалась в свод нравственных идеалов, не требующих для своего осуществления института церкви. С позиций романтизма критиковались просветительский сенсуализм, позитивизм и современная трансценденталистам цивилизация. Человек рассматривался как полноправный представитель гармоничного и динамичного космического начала, а Природа наделялась неисчерпаемой духовной силой. В приближении к неиспорченной цивилизацией природе они видели пути нравственного очищения и постижения. Основные идеи трансцендентализма: социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающей человека от «вульгарно-материальных» интересов. Они порицали частную собственность и практиковали вегетарианство.
Эти идеи Эймос Олкотт изложил в 3-х книгах. Кроме того, он автор поэтических сборников. В 1938 году были опубликованы выдержки из дневников Олкотта, в которых насчитывается около 30 тысяч страниц.

Его женой стала Эбигейл Мэй (1800-1877).


Она происходила из родовитой ново-английской семьи. Женщина постоянно уделяла внимание благотворительности, активно помогала бедным, была сторонницей отмены рабства и суфражисткой (Суфражистки — участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни). Также поддерживала и проводившиеся в тот период кампании борьбы за трезвость. Она стала первым оплачиваемым социальным работником в штате Массачусетс.

С будущим мужем Эбби Мэй познакомилась, когда подала заявление у в качестве ассистента в школу, где он работал. Пара была помолвлена ​​без согласия семьи. Незадолго до вступления в брак, его будущий тесть полковник Джозеф Май помог ему найти преподавательскую работу в школе в Бостоне в ведении Общества последователей Роберта Оуэна для прибыльной для того времени годовой заработной платой от $ 1000 до $ 1200. Олкотт отказался от этого, потому что не согласился с убеждениями последователей Оуэна, написав: «Я не буду иметь с ними ничего общего». Они с Эбб венчались 22 мая 1830 года; ему было 30 лет, а ей - 29. Венчание произвел брат Эбби. Видимо, семья все же смирилась с ее выбором. Впоследствии тесть не раз оплачивал долги зятя; помогал ему и ее брат.

Эбигейл возмущалась неспособностью своего мужа признать ее жертвы и связывает его безрассудство с более широкой проблемой неравенства полов.
Возможно, это заставило Эбигейл стать последовательницей доктора Сильвестра Грэхема. Она придерживалась знаменитой теории доктора, согласно которой потеря семени во время полового акта дурно сказывается на состоянии мозга и легких мужчины. Таким образом, супруги после рождения 4-ой дочери не занимались сексом.

В школах Олкотта роль учителя сводилась к тому, чтобы давать советы ученикам, а учебная программа включала не только общеобразовательные предметы, но и рисование, музыку, изучение природы, физическое воспитание. Не все родители его учеников понимали и принимали его идеи, поэтому основанные им школы часто закрывались, а семья вынуждена была переезжать на новое место. За тридцать лет Олкотты переезжали около 20 раз.

После нескольких неудач со школой, в 1840 году, Олкотты переехали в Конкорд, Массачусетс, где присоединились к утопическому поселению «Fruitlands», основанному трансценденталистами. Олкотт наряду со своим другом Р.У. Эмерсоном стал одним из основателей Трансцендентального клуба. Рядом со своим домом Эймос выстроил большой деревянный сарай, расставил там стулья и скамейки и назвал это «Философской школой». Там собирались философы-трансценденталисты.

Долгое время Олкотт не имел постоянной работы и занимался то продажей каких-то шарлатанских снадобий, то чинил что-нибудь в чужих домах, но при этом он не брал денег за работу, т.к. считал деньги злом, а жил на пожертвования добрых людей. Основным его занятием была философия. Позднее его педагогические идеи получили признание, и в период 1859 — 1864 г. он работал инспектором школ в Конкорде. В 1879 г. он основал в Конкорде летнюю школу философии для взрослых, которая работала 9 лет до самой его смерти в 1888 г.

Набросок портрета отца, сделанный младшей дочерью Мэй.



Основную часть знаний Луиза получила от своего отца, так как ее образованием в большей мере занимался он лично. Всю жизнь Луиза дружила с Эмерсонами и семьей Торо (оба - философы-трансценденталисты и писатели). Ее первая книга, “Цветочные сказки” (1854), была персонально написана для дочери Эмерсона в качестве развлекательной повести. Дружила она и с первой феминисткой Маргарет Фуллер.

Отношения с отцом были сложными. «Она так и остается невоспитанным существом, подчиняющимся лишь своим инстинктам» - писал он, когда Луизе был один год. В дальнейшем он относился к дочери строго. Он критиковал ее за то, что она была больше похожа на мальчика-сорванца, чем на хорошую девочку. Когда Луиза стала медсестрой в госпитале, чтобы участвовать в войне против Рабовладельческого юга, ее отец писал: «Я не вижу ничего, что могло бы хорошо оценить заслуги Луизы как женщины и писателя».
Луиза же критически относилась к некоторым идеям своего отца. Так историю с коммуной "Фруктовые угодья", она высмеяла в автобиографическом очерке «Трансцендентальный дикий овес», который вышел в 1873 году. Эймос вместе с соратниками купил землю в Гарварде около Конкорда и основал там коммуну.
Эксперимент с «простой жизнью на природе и мыслями о высоком», затеянный в 1843 году, обернулся сущим кошмаром. В коммуне было запрещено есть мясо или эксплуатировать животных любым другим способом, поэтому Олкоттам пришлось почти полгода обходиться только бездрожжевым хлебом, кашей и водой. Членам коммуны также не разрешалось использовать конский навоз или сажать что бы то ни было глубоко в землю, дабы не потревожить земляных червей, и довольно скоро коммунары обнаружили, что все их земледельческие потуги обречены на провал. Люди мерзли, голодали и болели. Что хуже всего, в поселение стали стекаться шарлатаны и психи всех мастей, иных из которых приходилось по решению Совета старейшин выгонять силой. Коммуна продержалась меньше полугода, после чего большинство ее членов сдались и разъехались кто куда. Олкотты потеряли землю, т.к. не смогли внести последний платеж (тесть отказал в деньгах) и в 1845 году вернулись в Конкоррд.
23 мая 1845 года Эбби Мэй получила некоторую сумму от ее отца, которая была помещена в целевой фонд, предоставляя незначительное финансовое обеспечение.

На деньги отца и брата Эбби и с помощью Эмерсона они приобрела дом под названием «Склон холма». Именно этот дом описан в "Маленьких женщинах". Но в в 1852 году семья уехала, продав дом Натаниэлю Хоторну, известному писателю (автор "Алой буквы"), который переименовал его в «Уэйсайд».
Олкотты вновь вернулись в Конкорд в 1857 году. Они переехали в Orchard House - тогда это был двухэтажный фермерский дом начала восемнадцатого века дом яблоневый сад в 12 акров. Этот дом стоял по соседству с домом Хоторна. Орчард-хаус был самым постоянным домом Олкоттс, где семья жила с 1858 по 1877 год. В этот период в состав семьи входили Бронсон, его жена Эбигейл Мэй и их дочери Анна, Луиза и Мэй (1840-1879). Элизабет, прототип для Бет Марч (1835-1858), умерла всего за несколько недель до того, как семья переехала.
К западу от дома находится сооружение, спроектированное и построенное Бронсоном Олкоттом, первоначально известное как «Часовня на склоне холма», а позднее - «Школа философии Конкорда». Действуя с 1879 по 1888 год, Школа была одним из первых очень успешных учебных центров для взрослых в стране.Сам Олкотт там уже не преподавал, но нанимал ученых и писателей для преподавания.
Orchard House был продан давнему другу семьи Уильяму Торри Харрису в 1884 году.

Прежде чем стать писательницей, Луиза Мэй Олкотт работала швеей, воспитательницей чужих детей для того чтобы внести хотя бы какой-то вклад в семейный бюджет. Но она с детства имела склонность к писательству (первый роман написала в 18 лет, но он не был опубликован). Конечно, зарабатывать писательством было предпочтительнее. Главная героиня "Маленьких женщин" примерно также относилась к своим произведениям. Когда ее начали публиковать в местных газетах, она радовалась, что один рассказ превратился в ковер, а другой - в платье для мамы.

Члены семьи Олкотт были была аболиционистами. В их доме даже была станция «Подземной железной дороги» и одно время они укрывали беглого негра.
В 1861 году, когда началась Гражданская война,Луиза Олкотт занималась пошивом одежды для союзнической армии в Конкорде, а в следующем году она записалась военной медсестрой. В переделанном из отеля госпитале в Вашингтоне она успокаивала умирающих солдат и помогала докторам проводить ампутации.
Об этом периоде своей жизни Луиза написала работу под названием “Больничные зарисовки” (1863). Ее последующей работой был роман “Настроение”, который был опубликован в 1864 году.

Писательский успех пришел не сразу. Первый раз Олкотт отказали в публикации, сказав, что лучше бы ей продолжать учить детей. Но она не сдалась и продолжала писать. Печаталась она под разными псевдонимами.
Бостонский издатель Томас Найлс попросил Олкотт написать «книгу для девочек». Вначале она не хотела этого делать, так как писала книги про приключения; считала, что так как в детстве сама была сорванцом, то ей нечему научить девочек, но потом согласилась. На принятие решения ушел целый год. Дело в том, что отец Луизы хотел опубликовать свой философский труд, но условием издателя была одновременная публикация и книги дочери о девочках. Пришлось писать: книга была создана за 10 недель.

Прообразом Мэг послужила её старшая сестра Анна, саму себя она выразила в образе Джо, а образы Бет и Эми были основаны на её младших сёстрах Элизабет и Мэй соответственно. Эта книга принесла ей славу и деньги. Кроме «Маленьких женщин» Олкотт написала другие книги о жизни своих героинь – «Хорошие жены» (которую часть публикуют как 2-ю часть «Маленьких женщин»), «Маленькие мужчины» (1871) и «Мальчики Джо» (1886).
Тираж в 200 экземпляров был мгновенно раскуплен. С тех пор не было ни единого дня, чтобы «Маленькие женщины» не продавались в магазине. Выходят новые и новые издания, тиражи допечатываются.

На деньги от продажи книг Луиза смогла обеспечить себя и свою семью, послать младшую сестру учиться живописи в Европу.

Вообще же, Олкотт – очень продуктивный автор, и книг у нее много. Также она была первой, кто использовала сюжет о проклятии мумии.

Образ Джо Марч стал главным ориентиром для многих женщин, воспитанных на романе. О влиянии этой книги на их решение стать писателями заявляли Симона де Бовуар, Джоанн Роулинг и др.

Луиза никогда не была замужем. В книгах о семье Марч присутствуют двое мужчин, с которыми у главной героини книги Джо, написанной с самой писательницы, нежные отношения. Это лучший друг семьи Марч соседский мальчик Лори и немецкий профессор, за которого Джо вышла замуж. Но в жизни таких мужчин не было – Олкотт их выдумала. Правда, В юности Олкотт была влюблена сразу в двух писателей, тоже живших в городке Конкорд: в Генри Дэвида Торо (1817-1862) и в Ральфа Уолдо Эмерсона (1803-1882).
Поэт и писатель Торо прожил два года (1847-1848) на берегу принадлежавшего Эмерсону Уолденского пруда, в то время он увлекался натурфилософией и учил девочку ботанике.
Если учесть, что Торо считал себя мечтателем и бродягой, а Эмерсон подарил Луизе книгу «Переписка Гёте с ребенком», то может быть, их черты и нашли отражение в героях книги. Хотя Эмерсон имел репутацию старого гуляки, а не только профессора. Луиза всерьез была им заинтересована: писала письма, залезала на дерево под его окном и пела песни по-немецки, но все же она была лишь на пару лет младше его дочери, и он не ответил на ее чувства.
Сама Луиза объяснила свою «девственность» в интервью с Луизой Чэндлер Моултон : «Я более чем наполовину убеждена, что я - душа мужчины, вложенная каким-то чудом природы в тело женщины…… потому что я влюбилась в очень многих симпатичных девчонки, и ни разу ни в одного мужчину". Тем не менее, роман Олкотта во время пребывания в Европе в 1865 году с молодым польским музыкантом Ладисласом «Лэдди» Вишневским был подробно описан в ее журналах, но затем сам Олкотт удалила эти записи перед смертью. Олкотт определила Лэдди как модель для Лори в "Маленьких женщинах" .

Ее старшая сестра Анна (1831-1893) хотела быть актрисой.

Она играла в спектаклях сестры, которые девочки разыгрывали дома. В 1850 году Анна году Анна открыла небольшую школу в Бостоне, в которой обучалось около 20 учеников. В 1853 году она приняла должность преподавателя в Сиракузах, Нью-Йорк. В 1858 вернулась в Конкорд. В 1860 году она вышла замуж за некоего Джона Пратта, с которым играла в одном любительском спектакле. У нее родилось 2-е сыновей, которые потом работали в издательском деле. В 1870 году ее муж умер. Анна заботилась о Луизе и своей племяннице.

Младшая сестра Елизабетт и умерла в 1858 году. Она, как и в книге, заразилась скарлатиной от бедных немецких эмигрантов в 1956 году и умерла от осложнений этой болезни. Ей было 22 года.

Самая младшая сестра стала художницей.



Она училась живописи в Париже на деньги Луизы. Потом преимущественно жила в Европе, деля время между Лондоном, Бостоном и Парижем. В 1877 году ее натюрморт был единственной картиной американской женщины, которая была выставлена ​​в парижском Салоне. В Лондоне Мэй встретила Эрнеста Ньерикера - 22-летнего швейцарского торговца табаком и скрипачом. Мэй было 38 лет. Они поженились 22 марта 1878 года в Лондоне. Луиза Олкотт назвала день «счастливым событием» и описала Эрнеста как красивого, образованного и успешного «нежного друга». Далее: «Мэй достаточно взрослая, чтобы выбирать для себя, и кажется такой счастливой в новых отношениях, что нам нечего сказать». Пара провела медовый месяц в Гавре и затем жила в Меудоне , пригороде Парижа, где она в основном жила после свадьбы. 8 ноября 1879 года в Париже в мае родилась дочь Луиза Мэй "Лулу". Семь недель спустя, 29 декабря 1879 года, Мэй умерла, возможно, от послеродовой горячки. Молодой вдовец любил путешествовать, и спустя 2 года писательница взяла на воспитание свою двухлетнюю племянницу Луизу Мэй Нерикер. Она сочиняла для нее сказки, баловала подарками.

В 1877 году Луиза Мэй Олкотт купила дом на главной улице для своей сестры Анны, вернее добавила свои 4500 долл. к ее 2500 долл. После смерти миссис Олкотт в том же году Луиза и ее отец также переехали в этот дом - отец не хотел больше жить там, где все ему напоминало о почившей супруге.

Последние годы жизни Олкотт были омрачены болезнью. Болела она с 30-ти лет. Проработав полтора месяца медсестрой в Вашингтоне, Луиза заболела брюшным тифом и пневмонией. Она получила стандартное для того времени лечение соединением токсичной ртути, называвшееся каломелью. (Каломель— хлорид ртути - использовалась в медицине в 19 в.). В результате Олкотт случилось отравление ртутью. У нее распух язык, воспалились десны и стали выпадать волосы. Отравление оказалось столь сильным, что ничего поправить уже было нельзя, и Луиза боролась с его страшными последствиями все оставшиеся двадцать пять лет жизни. У нее были ослабленный иммунитет, головокружения и галлюцинации. Чтобы заглушить боль, вызванную ртутным отравлением, она принимала опиум. По-существу, писательница стала наркоманкой. Но сегодня некоторые врачи считают, что у нее была красная волчанка.
Несмотря на ухудшавшееся здоровье, Олкотт продолжала писать до самой своей смерти.

Смерть матери (1877), сестры (1879), а потом и отца (1888) явилась для нее ударом. Когда отец был прикован к постели в конце своей жизни, Луиза приехала навестить его в Луисбурге 1 марта 1888 года. Он сказал ей: «Я иду. Пойдем со мной». Она ответила: «Хотела бы я». Похороны были тяжелыми хлопотами, особенно для женщины со слабым здоровьем. Занимаясь организацией похорон отца, Олкотт оставила в своем дневнике такую запись: «Найду ли я когда-нибудь время на собственную смерть?». Она умерла от инсульта в 1888 году в возрасте 55 лет, спустя два дня после кончины отца и похоронена в Конкорде.
Племянницу же, которой исполнилось 8 лет, отправили к ее отцу в Швейцарию. Далее она жила в Цюрихе.

Как видите, у Луизы Олкотт была совершенно необыкновенная семья, и сама она была необычной женщиной.

В доме в Конкорде создали музей. Там можно видеть комнату, где были написаны "Маленькие женщины", картины сестры-художницы.
https://www.livelib.ru/go/https%3A/%252Fu.livelib.ru/reader/Cold_Turkey/r/wlmz2jc3/wlmz2jc3-r.jpg

О самой книге "Маленькие женщины"
https://uborshizzza.livejournal.com/5261709.html



Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Рецензии и критика: литература
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments