uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Перемывание косточек Эд. Успенского: продажа Чебурашки японцам, педагогика с ударами тока в анус...




Сейчас довольно широко обсуждают, стоит ли называть литературную премию для детских писателей именем Эдуарда Успенского.
Чего-чего, а литературных премий уже как грязи. Не ко всем из них есть денежные призы, а если и есть, то они не так велики, но ведь и внимание приятно. Не получившие призов литераторы расстраиваются до нельзя. Например, недавно в Израиль переехал поэт Евгений Никитин 39 лет. Последней каплей стало то, что ему не дали премию «Нос» за сборник прозы. Он считал, что должны дать хотя бы потому, что у него дочь с ДЦП, а критики, сволочи, это в зачет не приняли. Разделяю его негодование, но все же жил же как-то человек до этого, а тут не смог. Теперь он в Израиле моет 2-х стариков (работа в уходе), но верит, что израильская медицина поставит его дочь на ноги. Что ж, пожелаем ему удачи.

А тут будет еще одна премия – новый повод для расстройства литераторов.
И уже само ее учреждение началось со скандала. Дочь покойного классика детской литературы, Татьяна, написала открытое письмо с просьбой не называть новую премию в честь ее отца, который был тираном и применял по отношению к ней домашнее насилие, от которого она всю жизнь не может оправиться.

Татьяне Эдуардовне 52 года. С ее матерью Успенский прожил 17 лет, а потом развелся. Он женился на другой женщине. Татьяна почему-то осталась жить с отцом и с мачехой. На момент развода ей было 12 лет. Я вот себя в этом возрасте вспоминаю: да мама была для меня всем, мне самым ужасным несчастьем казалось бы жить без нее. И разве она не знала, что отец бывает груб, что пьет? Вряд ли он стал такими именно с новой женой.

Почему же Татьяна осталась с отцом? Это было решение ее и ее матери – отец был богатым человеком, имел совсем другие возможности, чем мама.

Сегодня (но впервые она рассказала об этом несколько лет назад) Татьяна обвиняет отца в побоях, грубости, а главным образом в том, что он отправил ее учиться на 3 (по другим сведениям на 2 года) в интернат к известному новатору от педагогики Виктору Столбуну.

80-е годы – это время, когда в педагогике проводились многочисленные эксперименты, а учителя-новаторы были на пике общественного внимания.
При этом было столько новых образовательных систем, сколько было новаторов. Так у нас в Измайлово существовала школа новатора Тубельского. В ней было самоуправление учеников. Считалось, что детей нельзя сковывать дисциплиной и жесткой программой, а главное воспитать их свободными личностями, знания же нужно давать постольку, поскольку они востребованы самим учеником. Главное – это высокая самооценка, любознательность, стремление к самореализации, а знания потом приложатся.

Виктор Столбун придерживался прямо противоположного метода. Ученики должны были беспрекословно слушаться учителей, главное – это приучить их к труду. Самоуправление у него тоже в некотором роде существовало, но проявлялось оно в регулярных собраниях, на которых дети разбирали проступки каждого и назначали наказание – пороли плеткой и др.

Жили дети за городом, много работали в огороде, у них было полное самообслуживание (уборка, стирка, готовка) и частичное самообеспечение продуктами.
Фишкой Столбуна являлась его теория о пробуждении в человеческой психики дополнительных резервов с помощью разработанной им методики воздействия на некоторые кожные зоны. Вначале он использовал анестетик хлорэтил, а когда его запретили, слабые удары током. По его словам, можно было использовать и другие раздражители. Главным было, чтобы воздействие применялось к зонам Захарьина-Геда (ограниченные участки кожи (зоны), в которых при заболеваниях внутренних органов часто появляются отраженные боли, а также изменения чувствительности в виде болевой и температурной гиперестезии. Анатомо-физиологической основой возникновения таких зон является метамерное строение сегментарного аппарата спинного мозга, имеющего постоянную анатомическую связь как с определенными участками кожи, так и с внутренними органами. В процессе эмбрионального развития взаиморасположение внутреннего органа и иннервирующего его сегмента спинного мозга значительно изменяется, однако их нервные связи сохраняются).
По-видимому, Столбун считал, что воздействие на анус и ягодицы хорошо влияет на деятельность головного мозга.

Благодаря этим воздействиям, физическому труду, коллективизму и оторванности от привычной среды дети должны были усваивать большие объемы учебного материала и проходить за один год 4 класса. Плюс к этому в интернате был свой театр, и дети ставили спектакли.
В интернат брали детей с 12 лет. Их пребывание там хорошо оплачивалось родителями. Идеальным случаем считалось, когда родители уходили в интернат/колонию вместе с детьми. Если же родители оставались в городе, то их свидания с детьми были ограничены до минимума, а сами они негласно считались врагами своих детей и колонии.
Столбун не сразу стал педагогом. Вначале он занимался психиатрией, хотя профильного образования не имел. Его исключили из мединститута, и он закончил педвуз. По-видимому, одной из его специализаций была психология.

Столбун работал не один – все его предприятия осуществлялись совместно с женой-психиатром, Валентиной Стрельцовой. Супруги утверждали, что научились вылечивать одну из форм шизофрении, алкоголизм, астму, язву и др. Но медицинские светила не приняли их методики, запретили практику, и пришлось Столбуну уйти в педагогику.
Между тем, он вылечил нескольких известных людей от разных недугов (Марк Урнов, Ролан Быков, Владимир Шаинский, идеолог перестройки Александр Яковлев), Марка Урнова он вылечил от астмы, но большей частью Столбун лечил от алкоголизма. Успенский же сильно пил. Видимо, Столбун мог на какое-то время снимать у него тягу к алкоголю, за что писатель был очень благодарен своему избавителю и даже многие годы отдавал ему 10% от своих доходов (а доходы у него были немалые).

Успенский разделял теорию Столбуна о воспитании детей, в том числе и то, что детей можно и нужно наказывать морально и физически.
Собственно, в этом и состоят претензии его дочери: отец на нее орал, мог ударить или чем-то запустить в нее, один раз выгнал в мороз на улицу, но, главное, отдал в этот ужасный интернат.

Вероятно, отец тоже был недоволен дочерью: из нее не вышло гения, она выражала недовольство, непослушание. Когда дочь выросла, Успенский ей не помогал. Она окончила технический вуз, но всю жизнь проработала парикмахером, вышла замуж, родила детей. Отец не давал ей денег и не баловал внуков.
Все наследство Успенского досталось его жене и 2-м приемным дочерям.
Надо сказать, что писатель официально женился 4 раза. Первой женой была мать Тани, второй Елена. Она стала мачехой Тани, а в 1991 году Успенский с ней удочерили девочек-близняшек. Девочки, к тому же, были еще и инвалидами.

В 2003 году Успенский ушел от Елены и женился на своей соведушей по программе «В нашу гавань заходили корабли», которая была его моложе на 25 лет. Они развелись с большим скандалом в 2011 году. Он обвинял ее в измене, и в том, что она ждала его смерти, т.к. он болел раком желудка; она утверждала, что муж плохо обращался с ее сыном от предыдущего брака (был неласков, однажды запустил в него бутылкой).
После этого Успенский вернулся к Елене и приемным дочерям. (Кстати, эти девочки стали ветеринарами. Как мы видим, Успенский не стремился пристроить своих детей к творческой элите). Елена ухаживала за мужем, у которого возобновилась онкологическая болезнь, она его и хоронила. Мне кажется, что он был прав, когда оставил все ей.

Много лет третья жена, Эдеонора Филина, и дочь Татьяна ходят по разным шоу и рассказывают о том, каким чудовищем являлся Успенский. Его жену Елену и приемных дочерей я не видела.

Конечно, Успенский был сутягой и скандалистом. Сколько помню, он все время судился за бренд «Чебурашка». И конфеты так нельзя было называть, и игрушки делать. Успенский отсудил изображение Чебурашки у художника Леонида Шварцмана. Он доказал в суде, что придумал не только персонаж, но и образ, типа набросал его эскиз, а Шварцман только оформил. Хотя подтвердить это никто не смог, суд встал на сторону писателя, а старый художник остался без копейки. Между тем в книжке описание Чебурашки не предполагает его знаменитых ушей: «Невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».
Успенский продал права на образы Чебурашки и других персонажей этих мультфильмов японцам до 2023 года. (Говорят, японцы все же подкинули немного денег и старым художникам "Мосфильма". В 2010 году они сделали полнометражный фильм про Чебурашку, потом делали короткометражки).

В общем, грехов за Успенским много. Но все же он создал крокодила Гену и Чебурашку, старуху Шапокляк (как он утверждал, списанную с его первой жены), Дядю Федора, кота Матроскина, пса Шарика и почтальона Печкина, обезьяну Анфису и девочку Веру, братьев-детективов Колобков. Он собрал детский городской фольклор (Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы ), передачу «В нашу гавань заходили корабли», где пели городской фольклор.

Все это скрасило в свое время нашу жизнь.

Я не читала книг Успенского, т.к. в моем детстве он не был таким популярным. Мы знали мультфильмы о Чебурашке и крокодиле Гене (1961, 1971), но и только. Успенский даже не был единственным сценаристом этих мультфильмов, а только соавтором режиссера Романа Кочанова.
Смотрели «Веселую Карусель», но опять же, не знали, что автором текстов был Успенский.

И все же Успенский реализовался благодаря мультфильмам. После успеха «Трое из Простоквашино» (1978) - «Каникулы в Простоквашино» (1980) - «Зима в Простоквашино» 3 серия (1984) его имя получило широкую известность.
Тогда и стали огромными тиражами издаваться книги, по которым были поставлены мультфильмы, а Успенский стал появляться на телевидении уже как медийная персона. А ведь он был одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня». В 1991 году у него появилась собственная передача «В нашу гавань заходили корабли», которая шла по «Радио Россия», а с 2007 года - на телевидении.
С 2011 года Успенский книг больше не писал, да и то, что писал раньше, было продолжением его раскрученных с помощью мультфильмов книг («Весна в Простоквашино» (2001), «Грибы для Чебурашки» (2001. Какие еще грибы? Будто мало того, что Чебурашка с крокодилом Геной – явные плоды белой горячки).

Как-то мне попался его текст в «Мурзилке» начала 90-х. Там он с помощью стишков рассказывал детям про ельцинскую Конституцию и про предпринимательство. Была у него и такая книга: «Дядя Фёдор, пёс и кот (диалоги по политическим вопросам)» (1990). Похоже, что новые времена ему нравились.

Люди, знавшие Успенского лично, характеризуют его как исключительного жадного до денег человека, грубияна и сутяжника.
Может быть. Но вы можете представить себе наш мир без Чебурашки и кота Матроскина? Разве этот мир был бы лучше?

Можно подумать, что остальные писатели не имели пороков. Многие не могут простить Толстому пренебрежительное отношение к жене, Пушкину – любовниц и картежной игры, Лермонтову – насмешек над друзьями и женщинами… Что касается отношения детских писателей к детям, то, оно, как правило, не лучшее. Андерсен терпеть не мог мелких детишек; Астрид Линдгрен отдала своего внебрачного сына в приют и забрала его через несколько лет, когда сумела выйти замуж; Чуковский и Сергей Михалков не любили детишек, а Чуковский еще и имел плохие отношения со своими собственными детьми (кроме рано умершей Муры), и они тоже обижались на него. Аркадия Гайдара обвиняют в жестоком обращении с пленными во время Гражданской войны. Гоголя - в оправдании крепостного права. Некрасова - в странной личной жизни и в том, что он был картежник. Есеннина - в пьянстве и т.д.
И что это меняет в их творчестве? Ничего. Если мы будем так относиться к писателям, то останемся, вообще, без литературы. Разве что Гомер да Шекспир не провинились, потому как неизвестно, кто они такие были.

Зато всякие бездарности просто счастливы обличать грехи Успенского. Вот, полюбуйтесь:
«Успенский был не хорошим детским писателем, а плохим детским писателем, да еще и советским, что вообще непростительно. В отличие от Винни Пуха или Муми-тролля, которые есть идеальные сущности и метафизически, и внешне, Чебурашка — интернациональное чудовище-мутант, изготовленное, скорее всего, по спецзаказу к Олимпиаде-80. Нечто невнятное, тот самый гомосоветикус, только в миниатюре. Буквально — существо, низведенное до животного, лишенное каких-либо конкретных субъектных свойств. Нечто мягкое, безвольное, что можно пинать, упаковывать, запирать в телефонную будку, в принципе — делать все, что угодно. Это ли не идеальный советский гражданин, будущий «ватник»?».

Это в «Новых известиях» пишет поэтесса Алина Витухновская, известная исключительно тем, что в 1994 году села за распространение наркотиков.
Наверное, это был очень достойный поступок. Давайте назовем премию ее именем.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Критика и критиканство
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments