uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Визит старой дамы или о временах и нравах


Долгое время в ЖЖ существовал журнал блогера Кукольник, которая постила советскую живопись. Еще она изготовляла кукол. Почему-то она закрыла все записи из своего журнала.
Очень жаль, я люблю советскую живопись. Но что же, придется теперь самой писать про заинтересовавшие меня картины.

Недавно прочла на Дзене про картину А. Бурака «За помощью к сыну». Эта картина была написана в 1957 году и пользовалась успехом. Стиль – реализм.
В принципе, нас растили на картинах художников-Передвижников. Это – картины с социально значимым сюжетом, разоблачающим, как правило, темные стороны жизни общества. Публика любит такие полотна – в Третьяковке, где их очень много, около картин Перова или Ярошенко, Маковского всегда стоят люди.
Было бы логично ожидать, что подобная живопись будет востребована и у советских художников. Но вышло не так. Сразу после революции актуален был авангард, с 30-х годов, когда пошло подражание классическим образцам, живопись стала более реалистической, но все же больше писали портреты, пейзажи, натюрморты, чем картины с каким-либо назидательным сюжетом, а ведь именно они так нравились людям.

И вот художник А. Бурак написал картину с сюжетом о том, как мать из деревни приехала к сыну попросить какой-то помощи, а он и его жена очень этим недовольны.
Тема эта была актуальна в 50-х годах. Индустриализация требовала переселения людей из деревень в города. Молодые уезжали, а их родители оставались в колхозах. Виделись они редко, дети приобретали новые городские привычки, что обществом осуждалось. Еще больше осуждалась такая ситуация, когда дети стеснялись своих деревенских родителей, не помогали им, короче, зазнавались и не помнили родства.
Спектр эмоций тут был весьма широк: от легкой ностальгии по прежним временам до сатирического обличения. Например, можно вспомнить очень милый фильм «Ночной звонок» по рассказу Федора Кнорре о том, как городской сын, внук и другие родные впервые за многие годы собрались вместе по поводу известия о смерти их матери и бабушки, а она оказалась жива.

А вот карикатура из «Крокодила».

Щеглов, Е.Б «Слушай, а тебе не кажется, что твоя мамуля не очень гармонирует с нашей новой обстановкой». - 1967
https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/anticvarium/cloned-images/auction_61/lots/import_0/403/1/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg

Модная тогда мебель сегодня считается лютым совком, и тот же Мирович требует ее немедленно выкинуть. Как видите, дураки были всегда, только раньше они изображались в карикатурах, а сегодня являются гуру для некоторых людей. Читала у одной дамы-психолога, что она все об СССР узнает из постов Мировича, хотя сама - 1964 г.р.

Но про картину Бурака рассказывают целую историю. Будто бы это был реальный случай, когда к нему пришла мать его приятеля-скульптора и рассказала, что она приехала к сыну попросить помощь, а он ей ничего не дал или ничем не помог. Возмущенный Бурак будто бы немедленно набросал ее портрет, а потом написал эту картину с соответствующим названием. Скульптор увидел ее на выставке, узнал свою маму и больше никогда не разговаривал с Бураком.
Честно говоря, история звучит странновато. Например, откуда деревенская мать скульптора знала адрес Бурака – приятеля сына? Осталось за кадром и то, оказал ли ей помощь сам Бурак. И разве не странно в такой ситуации предложить ей попозировать для будущей картины, замысел которой, не иначе как мгновенно созрел у художника?
Так что, скорее всего, вся история – выдумка.
Известно, что для жены неблагодарного сына позировала жена Бурака. Вот она сидит спиной к свекрови и теребит брошь на зеленом платье, поглядывая на себя в старинное зеркало. Сынок же одет в костюмные брюки, галстук, уличные туфли и в пижамную куртку. Может быть, супруги собрались в театр? Он не желает смотреть на маму и нетерпеливо теребит свои пальцы.
А ковер-то у них какой! Думаю, даже тупой вояка с совком, блогер Мирович, особенно ненавидящий почему-то ковры, не отказался бы от такого. Короче, сын – типичный зажравшийся мещанин и забыл свои корни и сыновий долг.

А. Бурак. За помощью к сыну
http://img.bibo.kz/?9422319.jpg
Картина была так популярна, что с нее напечатали несколько сотен тысяч репродукций и открыток и, наверное, они украсили чей-то быт.

Не сомневаюсь, что все советские люди сочувствовали бедной старушке и готовы были убить ее сына и наглую невестку.
Не то сегодня. В постах, где представляют эту картину многие пишут, что хорошую маму сын не бросит: наверное, эта мама мало занималась детьми и сама, дура, виновата. А то развелись такие мамы – пили-гуляли-веселились, а потом приперлись клянчить денег к успешным детям, которые всего добились собственным трудом и талантом. (Не благодаря, а вопреки – прямо, как весь народ, который победил в войне не благодаря, а вопреки проклятым коммунистам, советской власти, Сталину, Жукову и другим). Иногда добавляются смачные подробностей про сожителей непутевой мамаши, которые насиловали будущего скульптора и обладателя шикарных хоромов, тушили об него окурки.
В общем, нынешние граждане совсем ку-ку, что и по всему другому заметно.
Что касается самой темы неблагодарности городского сына к деревенской маме, то вот еще одна очень похожая картина.

Л.С.Ран. К сыну.

Здесь деревенскую мать с узелком вообще пустили только в прихожую, где она может обнять маленькую внучку под присмотром злобной невестки, и похоже, что внук-школьник сидит в глубине комнаты за столом и что-то ест. А сын, видимо, на работе.


Как видите, она тоже попала на открытки, хотя Лазарь Ран был известен как график, создавший серию офортов про Минское гетто.

У Александра Федоровича Бурака есть и другие картины на популярные темы. Например, почему-то любили картины про то, как больную девочку посещают подруги.

У больной подружки
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1736242/60b7709c-a85a-489d-8795-ebd16173f3a7/s1200

У больной подруги. Ихий И.А.
https://s6.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/03/9e72eb13685f14d6bf03204a1cc982a9.png

Скубко С.М.
У больной подруги
http://cultinfo.ru/upload/iblock/f81/IMG_2035.jpg

А вот эта картина опять написана в сатирическом жанре. Здесь мать и отец в ужасе от того, что их сын напился. Обратите внимание на огромный ковер на полу - художник явно был неравнодушен к этому предмету декора. Вообще, раньше художники любили изображать ковры: они яркие, фактурные.

А. Бурак. Проглядели
https://ic.pics.livejournal.com/zina_korzina/4290981/1884123/1884123_800.jpg
Ай-яй-яй! В доме полно книг, вон, и пианино стоит. Учили хорошему, учили музыке, а парень пить начал. Как же так? Заметим, папа одет в вышиванку - еще когда это было! Он полон тяжких дум, а мама вся в сыне: "Как ты, сыночек? Тебе плохо?".

Опять же, тема популярная тема про избалованных и испорченных взрослых, но инфантильных детей. Вот она в карикатуре.

https://pbs.twimg.com/media/DxOXPQcXQAIdMBI.jpg:large

Но таких картин у Бурака было немного, и они все относятся к 50-м годам. Большей частью он ездил по стране в творческие командировки и писал портреты тружеников, пейзажи. Тогда так поступали все художники: ведь они были членами Союза художников и имели определенные обязательства.
https://pbs.twimg.com/media/DyTLvxbWwAAPi5K.jpg:large

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1716911/pub_5da346e5e4fff000adc4e045_5da34c08c05c71667f490c07/scale_1200

Выезжал он и за границу, в Африку.
https://rus-gal.ru/wp-content/uploads/14653917327ff500096fefd74a5c7887e950503d0e.jpg
Пейзаж называется "Завод заводов" - художник любил придумывать интересные названия. Обычно такие картины называют "городской пейзаж" или уж по названию улицы, города. Ясно, что Бурак гордится тем, что в городе так много заводов, чьи трубы глядят в небо. А сегодня такая картина напоминает, скорее, об экологической катастрофе.
https://sun9-3.userapi.com/c851032/v851032674/147bb8/JGZDfpxK-hk.jpg

Много лет в длинном доме на Уральской улице был большой выставочный зал - занимал цокольный этаж с панорамными окнами. Дом сразу строили с таким залом: был замысел приобщать к искусству жителей окраин, в данном случае, Гольяново. В чем-то это напоминает историю с родителями из картины "Проглядели": хотели приобщить к искусству, а люди предпочитали совсем другие развлечения.
Так как это соседний с нами район, я не раз бывала в этом зале. Билет стоил копейки.
Там как раз устраивали выставки с такими картинами – стройки, портреты тружеников, что-то про войну и про революцию. Скучно на все это смотреть было, хотя попадались и хорошие работы. Посетителей почти не было.
Правда, скульптура бывала интересная, а один раз устроили выставку замечательного художника, изготовлявшего стеклянные цветы. Они были очень красивые, и у меня до сих пор хранятся его стеклянные колосья.
С 1991 года вместо выставочного зала там разные магазины, которые тоже не пользуются особым спросом. То один магазин, то другой – все какое-то невнятное.
Мне жаль выставочного зала, но ничего не поделаешь.

Сегодня я с удовольствием смотрю и на картины с изображением строек СССР - только там они и остались. Хорошо, что художников заставляли писать эти картины: еще лет 50, и никто не поверит, что у нас что-то умели строить и делать - мировичи явно побеждают.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))
Tags: ИЗО
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments