Увидела в киоске игрушку волчок – захотелось вспомнить свои детские игрушки. Раньше они у нас всех были одинаковые.
После погремушек, которых я не помню, детям покупали неваляшку. Видимо, считали, что ребенку очень интересно ее пинать.

Еще были деревянные пирамидки с кольцами. Взрослые занудно приставали с тем, чтобы их собирали.
А вот и волчок. Знаете, почему он волчок? Из-за неприятного звука, который получался, когда игрушку закручивали. Т.е. раньше люди массово знали, как воют волки! Волчки потом стали издавать приятные мелодии, но это было уже позже – мои волчки противно скрежетали и падали на бок с жутким стуком.
Кубики еще были деревянные. Пластмассовые пошли позже. Кубики тоже нужно было собирать в картинку. Все-таки взрослые были очень приставучие!

У всех был резиновый мячик. Мне он нафиг не был нужен, но имелся.
Обязательно покупали жестяное ведерко
а к нему совочек

и лопатку
и еще формочки для песочницы. Взрослые были уверены, что ребенок просто обязан копать и выпекать пирожки из песка.
Для этого в каждом дворе была песочница, а посередине ее ставили для украшения столб в виде мухомора. Весной в песочницу привозили новый песок. Здорово было забираться на ту песчаную небольшую горку, что оставлял самосвал. Горка быстро рассыпалась. Кроме мелких детей, свежему песочку радовались все окрестные кошки. В песке всегда попадались катышки от их какашек.


Еще каждому ребенку жизненно необходим был сачок для ловли бабочек

К нему полагалась панамка. Почему-то она была на пуговицах, а не цельной шапочкой. Видимо, чтобы не жарко было.
Не помню, чтобы я хоть раз в жизни поймала бабочку, но сачки в доме не переводились, так как они очень быстро ломались. Ну, как же ребенку без сачка-то? Новый покупали.


А на случай дождя были необходимы резиновые сапоги. Сначала они были черные, но потом стали выпускать цветные и с аппликацией или рисунком.

На детские дни рожденья любили собирать народ из числа друзей родителей и родни. Они дарили ребенку что-нибудь недорогое.
Так у каждого, по-моему, было не по одной заводной лягушке. Ее заводили, она куда-то с грохотом ускакивала, чаще всего под кровать. Через пару-тройку таких манипуляций ключ терялся. Как вариант был еще такой же цыпленок.

Еще дарили докторский набор и парикмахерский набор

Могли порадовать настольной игрой «Золотой ключик». По-моему, ничего зануднее быть не могло.

Все эти игрушки лично у меня вызывали скуку. Я мало с ними играла. А вот чему я была бы рада, так это кукле.
У тех кукол было тряпичное тело, но его не было видно за одеждой. На виду оставались ручки-ножки и красивая головка.
Головку и ручки делали из папье-маше, а позже из пресс-опилочной массы. Вероятно, были еще куклы с фарфоровыми головками, но вряд ли их продавали в обычных магазинах.
Куклы имели нарисованные глаза или же глаза у них открывались-закрывались. Также они могли издавать звук типа «мама», если их резко наклонить. До этого куклу нужно было дернуть за веревочку и она пищала.


Гости таких кукол не дарили, так как они были довольно дороги, а люди тогда во-первых, были бедные, во-вторых, считалось, что нечего баловать детей.
Кукол покупали, скорее, родители или бабушки-дедушки. Мне красивую куклу в вишневой шляпке купила бабушка. Мы с ней зашли в магазин на 5-ой Парковой (угол Первомайской и Парковой), и я увидела эту куклу. Я, конечно, не надеялась, что ее купят. Но бабушка потом одна съездила в магазин и подарила мне эту куклу, хотя никакого праздника в тот день не было. Она тогда еще работала, хотя получала мало, но все же больше, чем потом пенсию (ее пенсия долго была 53 рубля, и каждый рубль был строго расписан). А ведь в ее детстве кукол не было, и моей маме она кукол не покупала. Сколько лет прошло, а я ту куклу и неожиданный бабушкин поступок помню с благодарностью.
Стоимость кукол определялась тем, что ее долго было делать. Например, опилочную куклу делали неделю.
Судьба кукол все равно была незавидной. От их лиц быстро откалывались кусочки, волосы им сдирали, а потом неизбежно раскалывали голову, и можно было видеть что глаза крепились с помощью проволоки. Если в доме был мальчишка, то он очень быстро раскалывал сестрину куклу. Все же некоторые люди умудрились их сохранить и теперь продают на аукционах.
Еще у каждого ребенка был свой медведь.

И если кукол могло быть много, то много медведей не было. Я бы, например, не хотела еще одного. Это же был настоящий друг.
Наконец, было положено покупать детям вначале трехколесный, а потом двухколесный велосипед.

Для зимы были нужны санки

Лыжи

И валенки

Еще обязательно был пластилин, карандаши, альбом для рисования.


Куски пластилина прилеплялись ко всему в комнате, но взрослые терпели. Считалось, что эти предметы жизненно необходимы ребенку для развития.
Ну и детские книжки, конечно.
Игрушки хранились в деревянном ящике. Раньше каждый мужчина без труда мог сбить такой ящик, и фанера как-то находилась.
Для книжек выделялась где-нибудь полочка, велосипед и санки держали в коридоре коммунальной квартиры.
Какой-нибудь блогер Мирович привел бы все эти изображения как свидетельство ужасного убожества ненавистного ему совка. Но наши родители и бабки были счастливы, что могут нам это дать. У бабок, выросших в деревне, сроду не было своего угла в доме или ящика с игрушками, у родителей, чье детство пришлось на войну, тоже с игрушками было негусто.
Игрушки были направлены на развитие навыков, нужных потом для учебы, на физическое развитие ребенка.
Но редко какой ребенок в те времена играл один. Как правило, мы проводили время во дворах, а там играли больше в подвижные игры, хотя иногда можно было с самой близкой подружкой и в куклы поиграть.
Сегодня у детей, конечно, совсем другие игрушки. Но вряд ли детство зависит от того, какие у ребенка игрушки.
Journal information