uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Замороженный или отмороженный?

Не так давно у меня был пост про то, что предлагает для России Г. Яковенко. Сегодня посмотрим, что предлагает Л.Гозман.
24 февраля 2021 Атлантический совет (американский аналитический центр, основанный в 1961 году при НАТО) опубликовал доклад А.Аслунда и Л.Гозмана «Russia after Putin: How to rebuild the state». Докладу предшествовала статья Л.Гозмана «После Путина: будут ли доверять новой власти?»

В отличие от Г. Яковенко, Гозман – человек известный. Не было, кажется, ни одного телешоу, где бы он ни мелькал. Но при этом складывается впечатление, что последние 30 лет Гозман провел в глубокой коме, потому что он излагает то, о чем писал журнал «Огонек» с 1987 по 1992 год.

Россия после Путина: как восстановить государство.
Доклад А.Аслунда и Л.Гозмана
• Первым действием нового правительства должно стать освобождение всех политических заключенных и установление всех элементарных свобод слова, средств массовой информации, собраний, организаций и религии.
• Оно должно распустить Федеральную службу безопасности (ФСБ), главное агентство безопасности России, и уволить всех ее сотрудников и сформировать новую судебную систему, суды, а также Генеральную прокуратуру.
• России следует отказаться от президентской системы и провести досрочные выборы на всех уровнях вскоре после демократического прорыва.

Режим Путина обычно называют авторитарной клептократией. Для него характерна небольшая правящая элита, узурпировавшая всю власть и большую часть богатства. Эта власть сосредоточена у президента, который делегирует большую часть ее тайной полиции. Клиенты президента контролируют государственные финансы и крупные предприятия. Это могут быть руководители государства или частные предприниматели. Правоохранительные органы и судебная система подчиняются президенту.

Основная причина плачевного положения россиян – нынешняя элита, захваченная неадекватным восприятием нынешней реальности, кроме того, она просто преступна. Практически все представители высшего руководства страны замешаны в коррупции и других преступлениях. Правящая элита живет с населением в игре с нулевым результатом. То, что выгодно элите, ухудшает положение нации, а то, что необходимо нации, вредит ее интересам; например, честные и прозрачные госзакупки. Необходимые стране перемены вредны для друзей Путина, которые процветают на государственных заказах без тендеров. России было бы выгодно положить конец аморальной и бессмысленной войне на Донбассе, но для элиты это средство узаконить свою власть. Россия не может нормально развиваться, пока у власти остается эта группировка.

Предпосылки для реформ сегодня во многих отношениях более благоприятны, чем в начале 1990-х годов. Тогда доминировали две проблемы: продолжающийся экономический коллапс и отношения с бывшей(ими) советской(ими) республикой(ами). Сегодня эти два вопроса в значительной степени решены. Таким образом, Россия теперь может сосредоточиться на двух основных столпах нормального общества – построении демократических и правовых институтов. Кроме того, сегодня Россия может позволить себе более сильную систему социальной защиты.

В России около ста миллиардеров. Некоторые сделали свое состояние благодаря близости к нынешним правителям, в то время как другие заработали состояния до режима Путина, но были вынуждены установить с ними тесные связи. Многие так называемые олигархи имеют недвижимость за границей и даже имеют несколько гражданств, поэтому они готовы покинуть Россию, когда сочтут это необходимым. Большинство из них предположительно сбегут из страны, когда клика Путина потеряет власть. Новому правительству необходимо будет убедиться, что оно не будет продолжать влиять на политику в России через посредников, СМИ или социальные сети. Лучший способ разоружить их политически – это настоять на полной прозрачности конечной бенефициарной собственности всех предприятий, включая медиакомпании.

Первая задача – распустить Федеральную службу безопасности (ФСБ), главное охранное агентство России, и уволить всех ее сотрудников, запретив им в будущем трудоустройство в любом государственном учреждении. Отравление лидера оппозиции Алексея Навального 20 августа 2020 года показало, что российские спецслужбы продолжают действовать как орудие террора. Вместо того, чтобы защищать страну и ее население от врагов, они защищают правящую элиту от российского народа.

Россия всегда была чрезмерно централизованной. Власть, налогообложение и государственные расходы необходимо децентрализовать в регионы и города. Одновременно с выборами новой Думы Россия должна избрать губернаторов и советы регионов, мэров и городские советы. Регионы и города получат четкие полномочия с их собственными доходами заниматься обычно децентрализованными делами, такими как местное государственное строительство, образование и некоторые виды здравоохранения.

В процессе децентрализации будут усиливаться сепаратистские тенденции, и некоторые регионы могут захотеть выйти из состава России. Новое правительство должно быть готово к такому развитию событий. Поэтому механизм отделения должен быть заранее четко прописан в новых законах. Новое правительство должно сосредоточиться на благосостоянии и безопасности своего народа, а не на сохранении территории, и оно определенно не должно делать это с применением силы, как в случае с Чечней. Предположительно, границы России могут измениться в процессе, но новое правительство должно сосредоточиться на минимизации насилия и кровопролития. Как и другим бывшим империям, России необходимо преодолеть свою имперскую ностальгию.

Новому правительству необходимо будет как можно быстрее осуществить несколько следующих простых шагов:
• Перенести офис президента из Кремля, который ассоциируется с деспотической властью московских царей и большевистской диктатурой, а также поражает своей варварской роскошью, в обычное офисное здание. Кремль должен быть открыт для публики как музей;
• Отменить нынешний сталинский гимн;
• Закрыть некрополь на Красной площади, где похоронены советские лидеры. Все они, начиная с Владимира Ленина, должны быть похоронены по русским традициям;
• Демонтировать памятники тем советским деятелям, имена которых связаны с репрессиями против населения и разрушением российской культуры и традиций, в том числе Ленину и многим другим. Эти памятники следует не разрушать, а переместить в музеи.

В настоящее время в России достаточно стабильная макроэкономика с низкой инфляцией, минимальным бюджетным дефицитом и государственным долгом, а также большими международными валютными резервами. Она имеет сильный центральный банк и министерство финансов, а также достаточно хорошо функционирующую налоговую систему. Эти институты не требуют серьезной реформы. В России также существует хорошо функционирующая рыночная экономика, даже при чрезмерном государственном вмешательстве. Наконец, в стране есть множество малых и средних частных предприятий. Структура экономики полностью изменилась с советских времен.

Основная причина нынешнего экономического застоя в России – это попытки правящего путинского круга обогатиться за счет эксплуатации природных ресурсов. Они развивают ресурсную экономику, несмотря на все разговоры о своем желании «избежать нефтяного проклятия». Режим Путина с подозрением относится к людям, которые разрабатывают высокие технологии и требуют определенного уважения к их правам. Технический прогресс, ограничивающий освоение нефти, газа и других природных ресурсов, является объективным врагом этой паразитической элиты.

Дерегулирование – самая легкая задача. Все искусственные монополии должны быть ликвидированы, а внутренний рынок открыт. По возможности необходимо внедрять открытые и конкурентные государственные закупки. Антимонопольный комитет должен начать проводить реальную политику в области конкуренции, а не защищать корыстные интересы. Самое эффективное средство против монополии – это свобода предприятий. Создать предприятие должно быть так же легко, как в начале 1990-х годов, когда количество новых предприятий росло сотнями тысяч.

Россия должна создать нормальное европейское государство всеобщего благосостояния.

Самая сложная задача – приватизация. В сложных условиях Анатолий Чубайс возглавил крупнейшую в мире приватизацию в начале 1990-х годов. Это был мастодонтский и в значительной степени успешный проект, заложивший основу для быстрого экономического роста России на десятилетие с 1999 года. В его отсутствие сомнительно, что Россия стала бы рыночной экономикой. К сожалению, режим Путина спровоцировал крупную ренационализацию, в основном за счет захвата успешных частных компаний посредством рейдерства. В настоящее время государственный сектор генерирует около половины ВВП России. За последние два десятилетия выросли крупные государственные предприятия в области энергетики, банковского дела, транспорта и машиностроения. Но в значительной степени эти компании являются хищниками, они служат своим менеджерам, а не россиянам. Это важная причина десятилетия экономической стагнации в России. Цель должна заключаться в приватизации всех государственных предприятий, не являющихся естественными монополиями.
Во-первых, новое российское правительство должно укрепить права собственности посредством разумной судебной реформы.

Во-вторых, новому правительству России необходимо будет восстановить полноценное министерство приватизации, какое было в России при Чубайсе. Для начала оно должно разделить государственные компании и демонополизировать все рынки, выставив их для нормальной конкуренции, а затем приступить к их приватизации по стандартным западным методам. Сейчас это сделать намного проще и менее спорно, когда существует рыночная оценка предприятий и их активов.

В-третьих, разделение крупных государственных компаний приведет к появлению тысяч средних предприятий, которые можно будет продать с аукциона частным предпринимателям на аукционах. Для предприятий ограниченного размера не следует устанавливать никаких особых условий конкурса, кроме минимальной проверки того, чтобы не воссоздавались монополистические компании.

В-четвертых, действительно крупные государственные предприятия, имеющие высокую стоимость, нельзя продавать по ценам ниже рыночных. Предположительно, эти компании сильно коррумпированы, и требуется хорошее корпоративное управление, как это определено кодексом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с независимыми наблюдательными советами и государственным бухгалтерским учетом при подготовке к их приватизации. Цель должна заключаться в улучшении деятельности компаний и максимальном увеличении государственных доходов. Правительству следует постепенно продавать эти крупные компании по реальным рыночным ценам либо через аукционы крупным компаниям, либо частично через первичное публичное размещение акций (IPO). Этот процесс займет пару десятилетий.

Необходимо установить контроль, чтобы оставшиеся крупные государственные компании не привели к новому захвату государства. Они будут приносить большие дивидендные доходы, которые следует надлежащим образом контролировать. Один из подходящих подходов – создание нескольких пенсионных фондов, скажем, десяти, которые владеют акциями крупных государственных компаний. Это будет иметь множество положительных эффектов. В Швеции есть семь государственных пенсионных фондов, которые политически нейтральны и заботятся только о доходах и управлении. Румыния передала оставшиеся государственные акции одной компании, руководство которой было продано с аукциона иностранному менеджменту (Франклин Темплтон), который заинтересован как в повышении стоимости акций, так и в продаже активов по хорошим ценам. В любом случае государственные дивиденды можно было бы использовать для финансирования пенсионной системы на гораздо более высоком уровне, чем сейчас.

Огромный и пока не использованный потенциал для развития России – это большая российская диаспора. Многие российские эмигранты сделали отличную карьеру на Западе, в университетах, в высокотехнологичных отраслях и в венчурном бизнесе. Многие из них были бы готовы вернуться на свою историческую родину или сотрудничать с ней, но нынешние правители пытаются использовать их исключительно для продвижения своих политических проектов. В постпутинской России диаспора может стать бесценным источником опыта, контактов и экономического развития.

После распада Советского Союза в декабре 1991 года Россия не сталкивалась ни с какой реальной угрозой внешней безопасности. В 1990-х годах российское правительство разумно адаптировалось и сэкономило государственные ресурсы, сократив расходы на оборону, но с 2008 по 2016 год эти расходы резко выросли по неоимперским причинам. Россия должна ограничить свои военные расходы на уровне не более трех процентов ВВП, что соответствует нынешнему уровню США, в собственных национальных интересах.

Россия никоим образом не выигрывает от фактической оккупации Донбасса, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии или от подразделений своих наемников в Сирии, Ливии и Центральноафриканской Республике. Военные и бюджетные расходы могут быть ограничены, но эти действия, а также убийства за границей порочат международное положение России и сопровождаются бесконечными лживыми отрицаниями со стороны высших российских чиновников. Как следствие, большинство западных стран не хотят проводить двусторонние встречи с президентом России, которого многие считают низким убийцей.

В постпутинский период главным международным экономическим интересом нового российского правительства должно быть избавление от западных санкций. Международная экономическая интеграция должна быть одной из основных целей России, но в нынешних условиях такая интеграция невозможна. Уже одна эта причина должна убедить любое российское правительство проводить более сдержанную внешнюю политику.

Россия больше всего страдает от нефтяного проклятия. Обширная литература анализировала вопрос о том, мешает ли нефть демократии, и получила решительный ответ «да». Нефтяное доминирование имеет множество последствий, вредных для демократии. Из-за эффекта рантье нефтяные государства живут за счет нефтяной ренты и не нуждаются в больших налогах на свое население. В России нефть и газ обычно составляют половину федеральных доходов. Благодаря репрессивному эффекту высокие нефтяные ренты позволяют нефтяному правительству тратить значительные средства на силы безопасности, что очевидно в России. Нефтяная рента также препятствует модернизации. Поскольку талантливые люди могут заработать больше всего денег в нефтегазовой отрасли, самые амбициозные люди идут туда, а не в технологические или другие инновационные отрасли. Эмпирические доказательства нефтяного и сырьевого проклятия неопровержимы. Таким образом, лучшее, что может произойти для демократического и экономического развития России, – это низкие цены на нефть (около 20 долларов за баррель)».


Что мы имеем в сухом остатке?
Государство приватизировали президент и чиновники. Только в этот раз чиновники еще и друзья президента, и еще они все украли.

Спасение в том, чтобы выгнать вон президента и сделать парламентскую республику с очень прозрачными выборами.

В первую очередь нужно разогнать и люстрировать ФСБ, захоронить Ленина, убрать памятники советской эпохи и окончательно переименовать улицы, поменять гимн.

Я даже не буду говорить про захоронение Ленина, но как новая демократическая Россия собирается жить без спецслужб? Что за бредовая идея? Или в спецслужбы набрать ребят типа Яшина и др.?

Далее, нужно отобрать имущество у сегодняшних миллиардеров и соблюдать невероятную законность в отношении частной собственности. Как это, извините, совместить? И что потом делать с отобранным? Отдать хорошим людям типа Гозмана?

Кстати, есть приятная новость: с экономикой, благодаря реформам Гайдара, в России все прекрасно. Но раз все так хорошо, так зачем проводить новые реформы? Я не поняла.

Еще нужно немедленно приватизировать все, что еще не приватизировано. От этого сразу страна разбогатеет. К приватизации нужно допустить и иностранцев.

Но кое-что все же оставить в собственности государства, а доходы от этого пустить на пенсии. Так что, распределительных пенсий больше не будет? Да, а управление этой собственностью нужно доверить иностранцам.

Самое большое несчастье России – это наличие у нее нефти. Давненько я ничего не слышала про нефтяное проклятие. Думала о нем забыли, но нет, Гозман помнит. Счастье в России наступит, когда нефть будет по 20 долларов.

Нужно также сделать все, что Запад прекратил санкции против России. Гозман не пишет, что для этого нужно отдать Крым и другие территории, но это и так ясно.
Разумеется, сократить армию и прекратить производить оружие.

При этом как-то мимоходом Гозман предполагает, что в процессе этих офигенных преобразований Россия распадется на части. Видимо, это не самый важный пункт в его докладе. Вот убрать сталинский гимн (И ничего, что с ним прожили столько лет после Сталина) - это важно, а что Россия распадется - это так, пустячок.
Но распад пойдет России только на пользу (фильм такой был "Смерть ей к лицу"). Долой имперские замашки! Государству нужно будет только следить, чтобы обошлось без крови. Вот тут я запуталась: о каком государстве идет речь, если Россия распадется? США что ли? Очень им нужно следить, чтобы у нас не было кровавых разборок! Да они только рады будут.

Внезапно так скороговорочкой: "Нужно создать нормальное европейское государство всеобщего благосостояния". Это ж так просто, как два пальца об*. Как это путинцы и все до него до этого не дотумкали? Ну, тупые! Хотя, если учесть, что Россия распадется, то, может быть, можно будет выкроить что-то типа Люксембурга и устроить там всеобщее благосостояние? Может, он это имеет ввиду?

А, да, еще вернуть русскую диаспору. Именно они и сделают для России все хорошее. Ведь, как известно, уехали самые лучшие, цвет нации (Вопрос о том, какой нации цвет, уехал и почему не уехал Гозман, обсуждать не будем). Уже само нахождение за границей делает из бывшего россиянина (или все же русского?) высшее существо: они ж там общались с настоящими западными людьми! Вернуть бы их только! Да уж возвращали-возвращали, только что-то никто не вернулся. Но Гозман, видимо, не в курсе.

И вот не стыдно человеку выступать всерьез с такими давно протухшими предложениями? Видимо, не стыдно. Как вы думаете, от чего России больше вреда: от нефти или от Гозмана и ему подобных? И с чего это такой интерес к России после Путина? А какой будет Россия после Гозмана?
Tags: Идеологические размышлизмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal