uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Скандальная пьеса в «Современнике» с Ахеджаковой. Узбеки резали турок – виноваты русские!


Сегодня в Топе был пост про новый спектакль в театре «Современник». Пьесу «Первый хлеб» написал молодой драматург Ринат Ташимов. Это уже вторая пьеса Ташимова, идущая в «Современнике».
Поставил пьесу Бенниамин Коц - режиссер из Польши. Коц учился театральному мастерству в РФ, поэтому хорошо знает русский и отечественные реалии.

Главную роль Нурии играет Лия Ахиджакова. Как я поняла, пьеса поставлена именно под нее, и, практически это ее бенефис.

https://ic.pics.livejournal.com/ext_1523737/55264690/109861/109861_900.png

Монолог Нурии над могилой солдата

https://ic.pics.livejournal.com/ext_1523737/55264690/110274/110274_900.jpg

В посте из Топа ЖЖ было много возмущения, приводились негативные отзывы разных людей, которые уже посмотрели пьесу.

Так как я сейчас не могу посетить театр, да и не хочу этого делать, я решила прочесть хотя бы пьесу.

Где-то я подобное уже читала. А! Ринат Ташимов – ученик Николая Коляды, и они оба из Екатеринбурга. Тогда все понятно.

Пьеса состоит из одного действия, в центре действия – судьба молодого человека, а главное действующее лицо, находящееся почти все время на сцене – бабушка Дани, Нурия.

Бабушка – татарка, но до 1991 года она жила где-то в Средней Азии. Нурия вспоминает родной город:

«Нурия. Знаешь, что такое красивый город? Я когда-то жила в красивом городе. Зимы тамне было, там был снег, да, шёл снег и люди не знали, что это зима, потому что они были ей рады. Там цвели цветы. Когда одни отцветали, распускались другие, и люди делали так же. А глаза у одних были узкие, а у других широкие, у одних кожа была белая, у других коричневая, но никто не знал, кто какой национальности, потому что выяснять не было времени, все отмечали праздники, все, какие только можно придумать, все праздники. Немцы отмечали Курбан, татары отмечали Рождество, корейцы пели русские народные песни, узбеки лепили пельмени. И все пекли вкусный хлеб, столько разного вкусного хлеба. Я покупаю в магазинах сейчас, знаешь, наверно, в городе не осталось ни одного магазина, в котором я не попробовала бы хлеба. Хороший хлеб, есть даже вкусный, но такого хлеба, как в красивом городе, нигде нет. И города нет теперь. Там кончилась красота. Люди вспомнили, что им надо не только праздновать, они вспомнили, что кто-то в чём-то должен быть виноват и за это должен расплатиться. И хлеб стал невкусным. И все стали замечать, как приходит зима».

Когда СССР распался (или немного ранее) в городе начался погром, и коренное население выгоняло некоренных обитателей. Возможно, речь идет о ферганских погромах 1989 года.
Все началось с конфликта узбеков и турок-месхетинцев. В 1944 году турки-месхетинцы были депортированы из Грузии в Узбекистан. Их отношения с местным населением дали трещину.

В декабре 1988 года в Ташкенте прошел митинг, на который вынесли транспаранты с призывом не-узбекам уезжать в свои республики и к расправам над теми, кто не уедет немедленно.
16-23 мая 1989г. в городе Кувасае начались стычки между молодежью – турецкой с одной стороны, узбекской и таджикской – с другой. В результате беспорядков 1 человек погиб, 32 были госпитализированы, всего пострадавших оказалось 58.
7 июня вспыхнуло на западе долины, в Коканде. Турки в предыдущие дни пытались самостоятельно эвакуироваться из долины, но их убедили, что ситуация под контролем. 8 июня. С утра в четырех районах долины, включая Коканд, продолжились погромы. В Коканде собралось несколько тысяч человек, которые по-прежнему требовали отпустить участников погромов и выдать на расправу месхетинцев. Появилось новое требование – выдачи милиционеров, стрелявших на поражение. Громили не только турецкие дома, но и узбекские, особенно – местных милиционеров.
Жгли дома.
Эвакуация турок длилась с 9 по 18 июня, комендантский час в Ферганской долине сохранялся до конца года.
Вне долины беспорядки произошли в Намангане, волнения – в Ташкентской, Сырдарьинской, Самаркандской областях.

Были сожжены сотни домов, некоторые из них – вместе с хозяевами;
официально погибло 106 человек, из которых 43 турки-месхетинцы, 35 – узбеки, 12 – азербайджанцы, пятеро русских; сотни пропали без вести, что в сочетании с обнаружением тайных захоронений говорит об их печальной судьбе; травмы получили сотни гражданских и 150 милиционеров; начался отток неузбекского населения из Узбекистана; из Узбекистана вывезли 20 тысяч беженцев, 16 тысяч из которых были месхетинцами, остальные – людьми других национальностей.

Нурия так вспоминает эти события в разговоре с внуком: «Когда союз разваливался, погромы в городе начались. Мы с Талгатом сбежали в Россию, в одних трусах практически, квартиру бросили, всё бросили». Потом травмирующие воспоминания возникают в разговоре с покойным мужем, который умер раньше 1989 года: «…оставил меня с братом со своим придурочным. Как стрельнет в голове, идиот. Я бегу по улице, хоть бы до дому добежать, а там толпа бежит по другой улице, орёт «русским смерть», всё думаю, пиздец мне нерусской, слава богу в другую сторону свернули. Уже когда на вокзал с Талгатом добирались, видела, не хотела, но увидела: голова на столбе висит, брат твой, значит. Фатальная неудача, конечно. Идиоты, куда побежал, чего хотел? Понятно же было, что всех нас оттуда повыдваливают. Идиот полный. А у меня кроме брата твоего никого и не было. Лет восемь потом заикалась. Зато сын твой, не то что не заикался, вообще теперь не разговаривает. Улыбается, если только попросишь, и то без испуга не посмотришь на такую улыбку. Как ни старалась. Жалко».

В настоящее время Нурия – полубезумная старуха, алкоголичка. Подобные персонажи частенько встречаются в пьесах: только человек в таком состоянии может глаголить истину. Традиция идет то ли от юродивого из «Бориса Годунова», то ли от шекспировских шутов.
Нурия целыми днями сидит на вокзале и играет на баяне. Ей дают деньги, на которые она покупает себе текилу. Иногда пьет паленый коньяк (если нет текилы).

Талгат женился, родил сына. Этот мальчик, Даня, и есть главная отрада и забота Нурии. Семья растит грибы-вешенки на продажу, Даня ими торгует. Ему 25 лет.

А живут они в некоем городке. Вот его описание.
«Очень маленький город на очень большой реке. Эта река пронизывает город, и если пересечь его по реке, то сначала увидишь частный сектор, будто это и не город
кажется, а деревня. Если плыть дальше, то от ж\д моста начинаются грузовые доки, и вдоль берега стоят жирафы разных цветов, когда-то они разгружали баржи, но теперь по реке плавают только льдины, когда приходит весна. А сейчас весна - должна начаться какая-то совсем другая жизнь, но не начинается. Дальше без повода начинается набережная, новая, красивая, голая – все столетние ивы срубили при реконструкции и посадили декоративные кустарники. Это все что есть красивого в городе. Остальное только коробки, коробки, коробки. Нет, еще на центральной площади стоит памятник отцам-основателям, но не очень-то он красив, этот памятник: это огромный черный шар в пару этажей. Однажды он укатится, когда будет сильный ветер, его вернут на место и подопрут бетонными блоками. А в коробках грустят люди.
Грустят, когда приходит осень, потом грустят, когда она уходит, когда приходит зима им уже все равно, а уж когда приходит и уходит весна, они вспоминают молодость, молодость которую забыли, поэтому придумывают совсем другую, которой никогда и не было. Потом снова частный сектор, и город кончается. Вот в таком частном секторе живет Даня с родителями и бабушкой
».

Насколько я понимаю, речь идет вот об этом памятнике.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4600/161513018.2c/0_140373_a0f663ef_orig.jpg

Даня хочет уехать из этого ужасного места, он не собирается всю жизнь торговать грибами. Он почему-то собирается в армию контрактником. Однако бабушка категорически против армии, т.к. опасается, что внука убьют на войне. Кроме этого, завязывается непонятная коллизия с женитьбой Дани. Один раз он, будучи не слишком трезвым, подвез из ночного клуба близняшек-казашек, и теперь одна из них говорит, что беременна от него. Родители готовы его женить, тем более, что у невесты очень суровые братья. Они здоровые и агрессивные, кроме одного, который, напротив, красивый и модный. Невеста признается, что между ней и Даней ничего не было, но замуж-то ей надо выйти. Сопротивляться она не советует.
Во время обсуждения, кого надо позвать на свадьбу, Даня вышел покурить, а красивый почти шурин – за ним. Даня сообщил ему, что как только женится – сразу уйдет в армию (невеста согласна), но шурин вдруг заявляет, что он – против и целует Даню в губы. Даня неожиданно отвечает на этот горячий поцелуй. Тут дверь открывается, и на крыльцо выходит другой возможный будущий родственник…

https://r1.mt.ru/r11/photoEE82/20104819581-0/jpg/bp.jpeg

После этого Даню избили, и он пропал. То ли он в армии, то еще где – эти события остаются за рамками пьесы.

Нурия очень беспокоится и приходит на разоренное кладбище, разыскивать могилу мужа, чтобы поговорить с покойным. Странно, муж, вроде бы, умер в Средней Азии. Ну, сумасшедшая, что с нее возьмешь? Это очень удобно для драматурга.

«Большой пустырь по центру которого стоит часовня, здесь когда-то было
кладбище, но все, кто, хоронил людей на этом кладбище, тоже умерли, поэтому его
сравняли с землей. Кое-где одиноко торчат кресты, кто-то нашел своего покойника и воткнул туда метку, хотя, может, на пару метров и ошиблись, может, и не на своей
могилке они крест поставили, может, кто другой там лежит, но так спокойней.
Нурия ходит по пустырю, курит, попивает коньячок, напевает какие-то мелодии. Подходит к кресту.

Фумкин Семён Семёныч. Семён Семёныч! Ха! Семён Семёныч прям что ли? Ну, ладно. Нормальное имя в общем-то. Фумкин. Фумкин. Слушай, а я вас помню. Фумкина-то. Нет, лично не помню, а вот памятник твой старый помню, так ты ж этот, герой вроде, точно, да! Герой ты, вроде как. Ты ж в великую нашу самую отечественную воевал. У тебя так и было там что-то про это написано: Герой Советского Союза. Да, «за оборону Киева» там чо то, «за оборону Кавказа», медали, да? Да. Значит, Салимхан где-то рядом. Ну что, герой? Вот. Раскатали вас тут. Навоевался там? Защитил наше спокойствие? А? Говнюк? Где оно наше спокойствие? Заебали вы прям со своей войной носитесь, защитили? И чо? Я вот чо-то не поняла? Вы там совсем припизднутые? Вам сверху ничо не видно? Нам вот не видно ниоткуда. Или снизу? Снизу, конечно, вы ж там перегасили друг друга, по закону вам наверх не положено. Ну, герой, значит. Ценой местечка в раю вы нас защищали. Значит, герой, конечно. А толку? Разошлась, да? Да, ладно, прости, Семен Семеныч. Не, ну а чо вы воевали-то, вот все талдычат, чтобы наши дети жили в мире и войны не видели. Нет, мы-то её не видим, конечно, вроде как нет войны никакой, только что-то она почему-то всё равно есть».


Даня так и не объявился. Убили его в армии, или еще где убили, не хочет объявляться – это не так важно для автора пьесы. Главное, он уже не в этом городе.

Возмущение некоторых критиков и блогеров, как я поняла, вызвал монолог Нурии на кладбище, некоторое количество мата и то, что мужчины целовались на сцене.

Пьеса, конечно, слабая, состряпанная из не сильно состыкующихся друг с другом кусков. Видимо, автору хотелось впихнуть в свое творение и унылость российской жизни, и проблему ЛГБТ-сообщества и травму развала СССР и региональные войны, которые, по его мнению, так никогда и не останавливались.

Любопытно, что все герои пьесы – нерусские, живут в России, а виноваты во всем именно русские.

Особая вина русских – это то, что не сумели предотвратить межнациональные конфликты. Узбеки резали турок, а заодно и всех, кто не узбек, а виноваты русские: зачем строили империю, раз не смогли держать ее в порядке? Например, не депортировали бы месхитинцев из Грузии в Узбекистан – не было бы ферганской резни. Резонно?

Или вот этот город на большой реке – ну полное же убожество. Набережную устроили, а по ней никто не гуляет; ивы спилили, а кустарник посадили; часовню построили, а могилы разорили; памятник дурацкий установили; ночные клубы открыли, да блогеров развели (есть там такой отрицательный персонаж).

https://ic.pics.livejournal.com/red_mskt/84909513/541833/541833_original.jpg

А, главное, зачем город в такой унылой местности при таком жутком климате? Время тут не течет: оно застыло на 90-х годах.
(Кстати, что это за город? Судя по памятнику и по упомянутым приметам, это Омск. Но с чего же Омск – очень маленький город? «Город-миллионер — 1 139 897 чел. (2021). Второй по численности населения в Сибири и девятый в России. Крупный транспортный узел: с запада на восток через город проходит железнодорожная Транссибирская магистраль, а с юга на север — судоходная река Иртыш». Ну, автор так видит – художественная фантазия же. Сам Ринат Ташимов родился в Омской области в 1989 году, учился в Омске, 6 лет играл в омских театрах).

А зачем в войне побеждали, если после нее все равно счастья нет? Обещали же спокойствие, а где оно? Так нечего кичиться своими сомнительными победами. И, вообще, этим русским только бы воевать.

При всем несовершенстве пьесы, она вполне отражает реальность. Многие люди в России, действительно, недовольны всем и вся: им не нравится власть, погода, природа, история и народ их страны. Не пойму, а собой они довольны? Но если они собой и недовольны и считают, что недостаточно хороши и не добились того, чего хотели, то виновата в этом, конечно, страна. Вот если бы они родились в Америке или в одной из стран ЕС, жизнь была бы у них совсем друга, и они были бы совсем другие: высокие блондины-миллионеры и миллиардеры.

Чем это может быть вызвано? Возможно, постоянной обработкой сознания наших сограждан, продолжающейся с 1987 года до наших дней. Сколько было подобных пьес? Да не сосчитать.

https://r4.mt.ru/r21/photoEBF4/20057217346-0/jpg/bp.jpeg
Думаю, что постановка в «Современнике» могла получиться яркой, да и Ахеджакову многие любят.

А что касается явной русофобской направленности данной пьесы, то ведь есть такие настроения. А вопрос, нужно ли о них давать знать вот в такой форме, остается открытым. С одной стороны, театр – это зеркало, а с другой – средство пропаганды. Чего в данной постановке больше, решать зрителю. Но хорошо, что есть дискуссия на театральную тему.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Критика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal