uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

С. Лукьяненко. «Недотепа»

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Новый роман С.Лукьяненко «Недотепа» написан в жанре фэнтези и предназначен, видимо, для детей. Больше всего он похож на его раннюю повесть «Сегодня, мама» о приключениях во времени братьев, которых то заносит в Египет, то еще куда-то. В свое время эту повесть никто не заметил, а когда Лукьяненко вышел в люди благодаря «Дозорам», он ее переиздал. По ней, кажется, даже фильм сняли. Я еще тогда подумала, что зря он это сделал, но вот он и новую вещь написал в таком же духе.

Не то, чтобы я не люблю книги для детей, но все же это специфическая литература., особенно, если сделано именно нарочито для младшего школьного возраста. В общем-то, многие книги Лукьяненко были, скорее книгами для подростков, чем для взрослых, но там он говорил с читателем о важных вещах: о добре и зле («Дозоры»), о боге («Холодные берега»), о морали. В тех книгах было и грустное и даже трагическое, и неожиданное, а в этой - одни штампы. Такое впечатление, что она наскоро собрана из цитат. Вот что-то из Пратчета, вот из Аспина, вот из самого себя. Местами больше всего похоже на Успенского, хотя юмор никогда не был коньком Лукьяненко (его коньком было морализаторство) – не смешно получается.

Если вкратце, то эта история о четырнадцатилетнем герцоге Триксе, лишившемся престола, а потом вернувшего его с помощью магии. Четырнадцать лет – чудесный возраст на границе детства и юности. Я понимаю, почему он так нравится Лукьяненко. Кто тогда не был хорош? Кто не мечтал о великом, не был так умен, не предвидел свою судьбу наперед? Потом, мы, увы, глупеем. Но автор как-то подзадержался в этом возрасте. Может, ему перейти на шестнадцатилетних? Тоже есть свои плюсы. А магия – это просто: надо только уметь говорить красивые слова и верить, что все получиться. Все и получиться. То есть, нехитрая мысль: слово может быть материальным, а каждый писатель создает новые миры. Помнится, когда Макс Фрай подошла к тому же в конце своей эпопеи про Ехо, стало скучно. Мне кажется, что не надо намекать читателю, что вы все это придумали, хотя это и очевидно: надо оставить ему веру, что даже самая диковинная выдумка реальна. А то, мол, что захочу, то наворочу.

С целью развеселить читателя Лукьяненко вносит в довольно путаный сюжет элементы пародии, что повторяю, плохо у него получается. Так Трикс , чтобы заставить корабль плыть быстрее произносит что-то вроде Песни о буревестнике и т.п. Трикс также создал фею, такую же, как у Питера Пена, но только наркоманку, потому что он колдовал около цветка конопли. Фея-наркоманка, что может быть смешнее? А ведь книга для детей. Не следовало бы пропагандировать наркотики.

В общем, очередная неудача автора. По-моему, началось все это с «Сумеречного дозора» и с тех пор все хуже. Впрочем, написано все же бойко. Лукьянеко обладает талантом рассказчика и читать его не скучно в отличие от почти всех остальных наших фантастов.
Tags: Рецензии и критика: литература
Subscribe

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments