uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Лытдыбр от 10.08.09 Туретчина

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Лытдыбр)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Подходит к концу мой отдых в Турции. Страну я так и не видела из-за большой жары и больших расстояний. Но все же какое-то впечатление об их жизни у меня сложилось.

Кое-что напомнило мне родной СССР – здесь на каждом шагу стоят памятники Ататюрку с его мудрыми изречениями, самые красивые улицы названы в его честь. Точно также было у нас с Лениным. В чем-то они нас даже переплюнули: в простых уличных кафе, в магазинчиках висят его портреты. Дома, где он останавливался, стали музеями. У нас Ленина было поменьше. В крохотном Махмутларе есть 2 его памятника, в Аланье я видела два памятника (но наверняка есть еще), красивый бульвар с пальмами, проходящий через весь город, носит его имя, есть и дом-музей Ататюрка. В этом доме он остановился один раз, когда приезжал сюда, причем он послал из города телеграмму с орфографической ошибкой: он назвал город Алайя ( был назван в честь султана с похожим именем, построившем здесь резиденцию) Аланьей, после чего он и стал так называться из уважения к Ататюрку. (А я все думала, причем тут аланы, то есть осетины?) Ататюрк – это не имя, это – означает «отец турок». А звали его Мустафа Кемаль (1881 – 1936). В 1916 году он был генералом и имел титул паши. В Первую мировую войну Турция сражалась на стороне Германии и проиграла вместе с ней. Победительницы (Англия, Франция. Греция, Италия) оккупировали большую часть страны. Кемаль возглавил освободительное движение, стал маршалом и получил титул гази. В 1923 война за освобождение закончилась, Турция стала республикой, а Мустафа Кемаль - ее первым президентом. Именно он сделал Турцию светской страной. С тех пор они живут не по законам шариата, а по демократическим законам, а армия является гарантом сохранения этого курса.

Я думаю, что для Турции реформы Ататюрка были не менее революционные и болезненны, чем для нас установление советской власти. Однако от Ленина отреклись, памятники многие снесли, улицы – переименовали, норовят перезахоронить, а Ататюрку в его мавзолее, вроде бы, ничего не угрожает.

Впрочем, может быть, это до поры. Как наши граждане оглядывались на западные страны с их капитализмом, так и турки, наверное, оглядываются на соседние мусульманские страны, где живут по законам шариата. Я видела сюжеты по телевизору и читала в новостях, что все у них не так уж гладко. Есть у них свои исламисты, которые устраивают демонстрации, производят теракты, и силы у них совсем немалые. Совсем недавно на выборах исламисты набрали большое число голосов и могли бы и победить, если бы не вмешалась армия. На бытовом уровне мне заметны эти разногласия по тому, как одеты женщины. Есть те, кто одет по-европейски, они ведут себя вполне раскованно: носят открытые купальники, посещают рестораны без мужчин, но, правда, с детьми мал мала меньше. На мой взгляд, месячным младенцам было бы лучше дома, но их матери так не считают.

Другие женщины летом одеты в пальто, застегнутом на все пуговицы, повязаны платком, под пальто у них еще длинная юбка и, наверное, кофта с рукавами. А на улице в тени 37 градусов. Думаю, что это они же купаются в специальных исламских купальниках, состоящих из куртки с капюшоном и шаровар, розового или синего цвета. Одеваются так молодые женщины, а женщины в возрасте и старухи – местные крестьянки, живущие в горах, одеты так, как, наверное, одевались всю жизнь: на них есть цветастый платок ( не знаю что в нем исламского), длинная юбка и кофта с рукавами, но никакого пальто нет и в помине. Точно также одевалась и моя бабушка. Эта практичная деревенская одежда, не дающая коже обгорать и помогающая соблюдать местные традиции по части женской скромности. Купаются они тоже в одежде : в чем-то вроде старой кофты, которую не жалко и таких же шароварах.

А некоторые молодые женщины и вовсе одеты в паранджу черного цвета. Паранджа никогда не была народной одеждой. Я помню, что в Афганистане ее ввел один мусульманский правитель в конце 19 века, не желающий, чтобы посторонние глазели на женщин из его гарема. Приближенные стали ему подражать. Потом мода докатилась до средних слоев, а потом и до самых бедных. Как же, не мог же мужчина признать, что он бедняк, и что жена у него не такая красавица, что ее захотят украсть. Наверное, и в Турции происходило нечто подобное. Турецкие женщины работали на земле, а попробуйте покопаться на огороде в парандже!

Я считаю, что паранджа – это одежда бездельниц. И подумайте, в светской стране находятся девушки, добровольно натягивающие на себя эту гадость! Жаль, что я не говорю по-турецки, а то бы я им сказала: «Хватит дурака валять! Снимай это и получи лучше какую-нибудь специальность, чем надеяться отсидеться всю жизнь за черной шторкой на попечении мужа». Но, думаю, турчанки моего возраста им это говорят. Это в странах с исламистскими режимами женщинам в парандже можно где-то работать (но на физической работе в ней много не наработаешь, другое дело – в офисе), в Турции нельзя ни работать, ни учиться ни в парандже, ни в мусульманском платке.

Видите, что получается: когда-то все эти девчонки учились в одном классе и были одеты в школьную форму, а теперь выбрали себе разную судьбу. И судьбы и образ жизни у них очень разные. Это говорит о том, что общество у них расколото. У нас такого нет и не будет. И очень зря Евросоюз медлит с принятием Турции в свои члены. Чем больше они их держат в прихожей, тем больше играют на руку исламистам.

О религиозности турок я уже писала раньше. Подтверждаю: мечети стоят пустые, никакого намаза не соблюдают. Но зато мечетей очень много, и все они новые. Например в Алании, если просто смотреть сверху в одном направлении, то можно насчитать стоящие по одной линии 5-6 мечетей. Спрашивается, зачем строить новые мечети, если и в старые никто не ходит? Там при мечетях есть туалеты, так служители зазывают туда туристов, чтобы брать с них деньги – настолько все запущено. Уверена, что бесчисленные новые мечети строят исламисты на деньги каких-нибудь саудевцев. Ох, станет Турция исламской республикой!
Другое впечатление от турок то, что они довольно спокойные люди, с преобладающим хорошим настроением. Я не видела, чтобы кто-нибудь на кого-нибудь кричал или чтобы кто-то дрался. Но, наверное, это впечатление обманчиво. Из литературы я помню, что турки – народ вспыльчивый, ревнивый, злопамятный. Наверное, они просто умеют держать себя в руках, потому, что уж если разойдутся, то будет плохо. Национальный характер хорошо проявляется в музыке. Здесь ее часто играют. На меня их песни и мелодии производят тяжелое впечатление: что-то есть в них очень мрачное и даже разбойничье.

Заметно также, что турки патриотичны. Мало того, что всюду у них Ататюрк, так еще и флагов понавешено немерено. И все свое: Кола – и та – турецкая. С другой стороны – и с территориальным единством у них не очень-то. У них, например, много курдов, а курды очень хотят отделиться. Турция включает в себя очень разные регионы, по историческим меркам, принадлежащие ей не так давно. Кто знает, может быть, найдутся и другие люди, вспомнившие, что они не турки, а кто-то еще. Вот здесь, например, ликийцы жили. А турецкие флаги, водруженные на развалинах византийских городов, говорят, скорее, о некоторой неуверенности турок, чем об их патриотизме. Победили византийцев (ромейцев), разрушили их города, но до конца ли? Насколько каждый сегодня тут живущий турок, а насколько ликиец или грек?
Так что хорошо, где нас нет. Много тут у людей проблем, и только курортники беспокоятся о загаре и прочих глупостях.


Tags: Лытдыбр
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments