?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Последний роман В.Аксенова «Таинственная страсть» вышел отдельной книгой в издательстве «Семь дней» тиражом 25000 экземпляров. Ранее роман печатался в журнальном варианте в «Коллекции «Каравана историй». Снабжен фотографиями, хотя они и получились хуже, чем в журнале. Прежде чем покончить с этим вопросом, хотела бы сказать, что довольно странно, что роман вышел в таком малопочтенном, хотя и гламурном издательстве, тем более, что это совсем уж простецкий гламур, хотя и самый массовый, – для самых скромных домохозяек, работающих женщин и пенсионерок (Это вам не «Сноб» с «Русским пионером» и пр.). Нет, все же несерьезным человеком был покойный почти классик, но зато очень предприимчивым – так его прочтут больше людей, да и заплатили, наверное, неплохо.

Я ранее читала роман в журнальном варианте и не до конца, и должна сказать, что вышедший текст отличается от него в лучшую сторону.

В предисловии автор пишет, что при написании романа он вспоминал повесть Валентина Катаева «Алмазный мой венец». На мой взгляд, «вспоминал» - слабо сказано: он взял оттуда все идеи. Например, это и игра в зашифрованные имена героев: сделано так, что некоторых узнаешь сразу, а некоторых – никак. «В алмазном венце» я всех опознала, хотя и не без труда, например, пришлось поломать голову над В.Нарбутом (Колченогим), который был мало известен, в «Таинственной страсти» я не всех узнала. Эта дополнительная скромная интрига привлекает читательский интерес тех, кто любит разгадывать шарады. Кроме того, отход от реальных имен позволяет, вероятно, избежать обвинений в клевете, а также дает возможность многое придумывать. Другой прием – обильное цитирование стихов своих героев. Также воспроизведена и основная канва: несмотря на большое количество персонажей, есть все же главный. У Катаева это был Юрий Олеша – Ключик (потому что написание его инициалов напоминало Катаеву ключ), У Аксенова – Роберт Рождественский – Роберт ЭР (потому что он подписывался «РР»). Для меня было удивительно, что именно Рождественский вызывал у Аксенова наиболее теплые чувства – остальных он, похоже, недолюбливал. Они такие разные люди с разной судьбой… Но, может быть, именно поэтому?

У обеих книг похожий алгоритм заглавия: оно не очевидно, и автору приходится его разъяснять, потому что именно в нем заключена главная мысль произведения. У Катаева это строчка из «Бориса Годунова». В сцене, где Мрина Мнишек одевается для встречи с Самозванцем, она примеряет наряды и гневно спрашивает: «А где алмазный мой венец?». По мысли Катаева, этим Мнишек проявляет свой талант отбрасывать ненужное и находить главное, лучшее. В данном случае лучшим украшением был бы алмазный венец – его она и требует. Точно так же и Катаев, вспоминая свои молодые годы и людей, выбирает лучшее.

А слова «Таинственная страсть» - из стихотворения Беллы Ахмадулиной:

«Ну, вот и все, да не разбудит власть
Вас, беззащитных, среди мрачной ночи;
К предательству таинственная страсть,
Друзья мои, туманит ваши очи»

Таким образом, уже из заглавия все ясно – роман о шестидесятниках – это история предательства, шестидесятники – это предатели. Эту мысль Аксенов потом подчеркивает еще в одном месте. Сложнее ответить на вопрос, кого или что они предали. Если по мелочам, то друг друга – типа увели жен, перестали дружить. Но увод чужой жены, как и оставление своей Аксенов, безусловно, не считает грехом. Наверное, он имел ввиду что-то еще. Идеалы юности? А какие у них были идеалы? В общем- то об этом автор особо не распространяется. Закрадывается даже крамольная мысль, что он пишет о предательстве родины. Но его так трудно заподозрить в подобных мыслях…

В романе несколько узловых точек: 1963 год, когда молодых писателей отчитывал в Кремле сам Хрущев в рамках борьбы с модернизмом; 1964 год, когда в Коктебеле нескольких писательских спутниц забрали в милицию за ношение шорт, а Сергей Михалков их выручил; 1968 год, когда они в Коктебеле узнали о вторжении наших войск в Чехословакию, 1979 год – история с альманахом «МетрОполем»; 1970 – совместное плаванье на теплоходе и известие о договоренности между СССР и США о начале еврейской эмиграции; 1974 – еврейская эмиграция; 1980 год – похороны Высоцкого и отъезд Аксенова за границу; 1994 год – похороны Рождественского; еще немного по мелочам из 1962, 1966, 1975, 1977, 1978 годов. В романе 2 части. Первая заканчивается 1968 годом, что означает, видимо конец оттепели.

Канва жизни многих героев похожа. Они родились в 1934 -1937 годах, некоторое старше (например, Окуджава – Кукуш Октава). У многих родители были репрессированы. Помнят войну, сложное детство, но выросли, выучились. Потом написали удачные стихи или рассказ – и вошли в Союз Писателей (СП). А там их уже ожидала сказочная по меркам обычных жителей СССР жизнь. Так Рождественский, приехавший в Москву учиться, начал писать и женился на дочери кого-то из обслуги СП. Вначале жил в подвале писательского дома вместе с ее родителями, потом как талантливый поэт получил трехкомнатную квартиру, потом квартиру на Новом Арбате, потом шестикомнатную квартиру на ул. Горького. Аксенов, написавший скромную повесть о врачах «Коллеги», сумел на гонорар купить кооператив. В 26 лет он ездил в загранкомандировку в Японию, а сразу после разгона, устроенного ему Хрущевым, поехал в Аргентину. Евтушенко к 1963 году 12 раз был только в Париже, встречался с Джоном Кеннеди и Фиделем Кастро. И ведь, заметьте, все за государственный счет. В поездках они встречались самыми известными людьми этих стран, им показывали все достопримечательности. Имели бы они шанс встретиться с такими людьми, если бы поехали туда, как туристы? Да кто бы их знал? Кто сегодня знает наших поэтов? Из принимали именно как писателей и поэтов СССР, а они думали, что представляют ценность сами по себе. Все лето они куролесили в Коктебеле, некоторые любили Прибалтику. Жизнь – сплошная череда праздников, гулянок, розыгрышей. Казалось бы, за все это они должны были бы испытывать хоть какую-то благодарность к советской власти? А вот и нет. Они ее ненавидели и презирали. Самые большое несчастье в их жизни было то, что Хрущев их покритиковал в Кремле, хотя он после этого и пожал каждому руку. Нет, как он смел на них кричать? Они этого не могли пережить. А уж вторжение наших войск в Чехословакию и вовсе рассматривается как злодеяние вселенского масштаба. С началом еврейской эмиграции они почти все уехали, и вовсе не потому, что были евреями – многие уехали через жен или будучи евреями на 1/16. Мало кто из них ехал в Израиль – большинство в другие страны. Так Анатолий Гладилин (Гладиулоус Подгурский) поехал во Францию потому, что знал 300 французских слов, Эрнст Неизвестный – в Швейцарию, потому что ему когда-то кто-то обещал устроить там выставку. Все ожидали «Оскаров» и почестей, не дождались, но устроились неплохо. Конечно, как писателей, художников, актеров и пр., их за границей никто не знал, за небольшим исключением, но все равно они были счастливы, что вырвались из тоталитаризма и нищеты, которые их так доставали. Можно ли считать нищетой житье в хороших квартирах в центре Москвы, тоталитаризмом – общение с редакторами и др.? Оказывается, можно. Для этого только надо иметь одну установку: все, что есть в твоей стране – это рабство и нищета, а все, что есть в других – это богатство и свобода.

Вот такие своеобразные люди были шестидесятники. Правда, уехали не все. Не уехал Евтушенко и Рождественский, Вознесенский. Возможно, потому, что им досталось в абсолютном измерении благ все же больше, чем, скажем, Гладилину.

Довольно много Аксенов пишет о себе. Неприятно читать описания эротических сцен с его будущей женой (очень старается представить себя сексуальным монстром). Но о вкусах не спорят. Зато видно, что он к ней хорошо относится. Превозносит ее писательский талант (Она писала под псевдонимом Джон Аксельбант всякую чушь). Очень трогательно его замечание, когда он описывает ее встречу с подругой в 90-х, что девочки так радуются, что их еще можно узнать. Он оправдывает свой отъезд в 80-м тем, что его пытался убить КГБ: его машину хотели задавить КРАЗом, но он увернулся. Не смешно.

А единственным положительным героем романа является Рождественский. Он описан, как человек, живущий исключительно творчеством и пытающийся не ссорится с властью, потому что согласен с ней в основных моментах. Кроме того, он был порядочен и в личной жизни, чего не скажешь о других. Он верил в социализм. Получается так, что он был единственным, кто не предал.

Если вернуться опять к «Алмазному венцу», то надо сказать, что видна громадная разница между этими книгами и между этими героями. Катаев писал очень осторожно о том времени. В его повести нет идеологических споров, хотя думается, они были в жизни. Он не пишет о трагедиях в жизни своих героев, хотя судьбы многих из них (да почти всех) ужасны. Они даны в моменты, когда они были молоды и беззаботны. Я думаю, это не только из-за цензуры. Он считал, что главное в их жизни – творчество. Вот о нем они много говорят и спорят. Больше всего они боялись не стать жертвой репрессии, не голода, не бедности, а плохо написать. Именно этим они и отличались от поколения шестидесятников. И это очень видно по цитатам из их стихов. Увы, почти все стихи шестидесятников, приведенные у Аксенова, плохи и скучны. Они умерли раньше их создателей. Это, пожалуй, и есть главный итог их жизни.



Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 63 комментария — Порадовать комментарием )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
(Удалённый комментарий)
uborshizzza
24 окт, 2009 13:13 (UTC)
Вы не знаете всей правды: не уцелел никто из миллиардов шестидесятников. Они были замучены в концлагерях и съедены. Думаете, что тогда продавали в магазинах под видом мяса?
(Удалённый комментарий)
(без темы) - uborshizzza - 24 окт, 2009 13:36 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - uborshizzza - 24 окт, 2009 17:00 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - uborshizzza - 24 окт, 2009 19:16 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - uborshizzza - 24 окт, 2009 20:41 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - uborshizzza - 24 окт, 2009 20:59 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
24 окт, 2009 14:49 (UTC)
Коллеги посмотрели на меня свысока, сочувственно поцокали языками и продолжили разговор за жизнь.(из предидущего поста)


(Анонимно)
24 окт, 2009 15:14 (UTC)
Вы умная женщина.У вас талант убеждения.Вы умеете подталкивать общающихся с Вами к творчеству.История рано или поздно оценит безусловно имевшие место быть достижения Советской власти.
Но сейчас не время для реанимации.Те 5 минут которые отпускаются на реанимамацию уже прошли.Ну пусть земля будет ей пухом.Давайте лучше займемся санпросветом.
(без темы) - kan_kendarat - 24 окт, 2009 16:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 24 окт, 2009 18:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kan_kendarat - 24 окт, 2009 18:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 24 окт, 2009 20:43 (UTC) - Развернуть
michaelko
24 окт, 2009 17:37 (UTC)
Шестидесятники были частью общества, и не худшей его частью.
uborshizzza
24 окт, 2009 18:13 (UTC)
Они все были не из простых. Золотая молодежь, потомки гебешников и идеологов
(без темы) - (Анонимно) - 24 окт, 2009 18:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 24 окт, 2009 18:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 24 окт, 2009 19:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 24 окт, 2009 19:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 24 окт, 2009 19:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 24 окт, 2009 20:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - p_bashiev - 26 окт, 2009 04:08 (UTC) - Развернуть
p_bashiev
26 окт, 2009 04:08 (UTC)
Спасибо за рецензию на книгу. Аксенова люблю,но его вещи не равноценны.
salonen1
13 дек, 2009 16:28 (UTC)
Я думаю, что Вы попались на удочку мемуарную, хотя речь идет о романе. Если говорить о пресловутом "главном герое", то конечно это Роберт Эр. Этот образ наиболее прописан даже с формальной романной логики. О нелюбви ко всему советскому в романе говорить так огульно излишне, а то, что их так прижал Хрущев - так это, действительно, конец "оттепели". От этого никуда не денешься.
Ну а уж почему они должны быть благодарны партаппарату за то, что они ездили за границу или покупали себе квартиры? Это же очевидная нормальная жизнь людей. А я за возможность передвижения должен выжимать из себя этот поэтический прикол под названием "Братская ГЭС"? Вы все-таки пристрастны в этом отношении.
Роман (повторяю, роман) очень хороший. Без претензий на гениальность, но с мемуарным чувством тоски.
(Анонимно)
19 дек, 2009 16:49 (UTC)
Майя Кармен
Ралисса - профессиональная проститутка, Агент КГБ, сделала свое дело, но решила остаться с объектом а куда ей было деваться?
Попробуйте найти её биографию в Интентет! Фиг ВАМ!
(Анонимно)
9 ноя, 2016 14:19 (UTC)
Re: Майя Кармен
Биография Майи Кармен и Интернете есть . И проституткой ей быть было незачем - она из среды золотой молодежи
erisvet
31 дек, 2009 02:41 (UTC)
Прошу вас, не откладывайте книгу талантливого писателя о неординарной эпохе просто потому. что кто-то написал злую и несправедливую рецензию! Читайте и решайте сами! Автора оскорбила откровенность в описании интимных сцен? Пусть читает Золя. Аксенов пишет "об этом" без грубости, но красиво и вкусно. Да и всегда так писал. Автор не любит стихи шестидесятников? А вот целые поколения (мое, например) бегали на чтения стихов той же Ахмадуллиной и знали наизусть и Вознесенского. и Рождественского. Моя мама. которой уже 80, все еще любит Юнну Мориц и Евтушенко... И любили их за границей не за паспорт серпастый и молоткастый. а за таланта громадье.
Все мы читали о разгроме творчекой молодежи в 63 - но теперь видим те же события глазами человека, который был там. Не любите вы иммигрантов? А я вот живу в иммиграции, что не мешает мне любить Россию и русскую литературу. А вот жить в согбенном состоянии, извините, не могу.
Думаете. не помнит никто поэтов-шестидесятников? Еще как помнят. Впрочем, и Пастернака не одобряли. Вийона тоже не любили. И Бодлера недолюбливали. Не говоря уже о Сапфо с ее подозрительной сексуальной ориентацией. Вечная память несравненному Василию Аксенову, всегда автору "Поисков Жанра"...
(Анонимно)
31 дек, 2009 05:34 (UTC)
Ну и напрасно... особенно - Юнна Мориц !
Она же стала писать кошмарные стихи. Чего стоит её сайт... Даже не буду приводить ссылку !
Виктор К.
Отношение к Аксёнову - (Анонимно) - 24 дек, 2012 01:17 (UTC) - Развернуть
AKSENOV, "Tainstvennaia strast'" - (Анонимно) - 28 июн, 2014 15:34 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
12 янв, 2010 09:29 (UTC)
вопрос
кто такая Милка Колокольцева?
(Анонимно)
15 янв, 2010 21:21 (UTC)
Re: вопрос
И еще интересно понять , кто такая Катя Человекова?
Re: вопрос - uborshizzza - 29 окт, 2013 05:43 (UTC) - Развернуть
yuori_abaza
12 фев, 2010 18:01 (UTC)
вообще
Неплохо, свое мнение всегда ценно, хоть и отличное от большинства.
Я, к слову, с удовольствием прочел. Меня интересует "оттепель". И еще Крым. А интрига Аксенову удалась, особенно с подменой имен героев! До сих пор не помню, кто мне подсунул "Остров Крым" в "85-м и какого издательства, ведь запрещали печатать, с упоением проглотил за пару дней.
(Анонимно)
22 мар, 2010 01:53 (UTC)
Весьма слабый роман, как впрочем и почти все вещи Аксенова. По контрасту стоит сравнить этот роман с литратурной автобиографией Окуджавы "Упраздненый Театр", - сразу почувствуется разница между лиртературой и капустником.
(Анонимно)
12 май, 2010 20:52 (UTC)
А куда же делись комментарии оппонентки из Киева? Цензура не пропустила?
(Анонимно)
12 июл, 2010 17:51 (UTC)
Я только что дочитала роман и пожалела слегка об этом.
У Катаева, хоть и не всех своих персонажей он любит, все-таки чувствуется сила и мощь этих людей. Некоторым он откровенно завидует, некоторых не любит. Но зная поэзию этих людей, понимаешь, что это великие люди. Читая Аксенова, все время ловила себя на мысли, что как-то всё мелко. Сцены секАса какие-то пошловатые слегка.
Какая-то поверхностная чепуха. Любовь у Булгакова и Пастернака сильна и драматична, а здесь легкий такой перепихон /пардон/.
И такое лидерство автора. Видное. Поэзия была, что-то было конечно.
И я так много этого читала... А потом начинаешь читать - Февраль, достать чернил и плакать. И куда-то всё девается за эти строки.
Наверное сумбурненько пишу.
Не охота мне быть анонимом.
Могу дать адрес на фотоальбом, не сочтите за рекламу. Просто у меня тут больше ничего нет.
http://www.flickr.com/photos/22970383@N07/
(Анонимно)
22 окт, 2011 16:00 (UTC)
роман Аксенова
Совершенно с Вами согласна.Очень мелко и пошленько.Нехорошее чувство брезгливости остается после прочтения романа.Неужели все шестидесятники были такими,как в романе-как пауки в банке. Не верю.Тем более,что некоторых из них знала лично.
(Анонимно)
4 фев, 2012 11:13 (UTC)
Не могу сказать, что я в восторге от творчества Аксенова, и, безусловно, его вещи неравноценны. Но пошлости, мелочности и зависти в его произведениях я, извините, не нашла. Мне он кажется безусловно талантливым автором, стоящим того, чтобы его прочесть, а дальше уже дело вкуса - у каждого свои любимые авторы.
Среди шестидесятников много талантливых авторов, никто из них, на мой взгляд, никого не предал. Сейчас стала очень модной "сбалансированная" позиция по отношению к советской власти. Было, дескать, и хорошее. Но ведь все это хорошее (бесплатная медицина, образование (больше, по-моему и вспомнить нечего)) сейчас есть в западноевропейских странах, с одной только разницей, что граждане этих стран не должны за него кланяться "любимой партии родной и лично Леониду Ильичу", а твердо знают, что все это создано и содержится на их деньги в виде налогов. И никого не вынуждают продавать душу дьяволу за поездку за границу или отдельную квартиру.
Я тоже была советским человеком и жила советский жизнью, но у меня просто не было выбора! А я хочу, чтобы у каждого человека он был! Чтобы я сама (а не цензура и не КГБ) решала, хочу ли я читать Аксенова или нет.
uborshizzza
4 фев, 2012 11:28 (UTC)
А у кого теперь есть выбор быть советским человеком? Где он?

Бесплатное жилье забыли, и дотацию на все детские товары. И культуру. И науку. И практическое отсутствие наркотиков, и то, что преступность была в разы меньше. Короткая у вас память.
(без темы) - (Анонимно) - 19 авг, 2012 17:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 19 авг, 2012 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 12 янв, 2013 00:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annakora - 6 дек, 2016 18:28 (UTC) - Развернуть
spbkazak
23 апр, 2012 11:09 (UTC)
стишок Ахмадулиной
О словах Ахмадулиной и гадать нечего.
Дочь гебиста и потомственная стукачка под предательством имела ввиду именно стук. В сети полно смеха по поводу "властителей дум". КГБ и диссиденты были комплементарной парой, как две команды футболистов на одном поле - участники одного спектакля. Гебешники тоже были опущенными, обязанными регулярно стучать друг на друга. Зато и те и другие хорошо кушали. А убеждения и прочая идеальная муть для тех и других были лишь материалом для получения благ. Как музыка для современной попсы. Печальная история деградации красивой идеи. Торговали - веселились, а потом куда скатились! А ведь Маркс предостерегал от торопливости и идеализма.
(Анонимно)
19 авг, 2012 17:14 (UTC)
Re: стишок Ахмадулиной
k
О словах Ахмадулиной и гадать нечего.
Дочь гебиста и потомственная стукачка под предательством имела ввиду именно стук.


Ахренел что ли?
Ее мать в КГБ работала переводчицей
Re: стишок Ахмадулиной - (Анонимно) - 26 дек, 2012 16:04 (UTC) - Развернуть
Re: стишок Ахмадулиной - (Анонимно) - 28 окт, 2013 22:08 (UTC) - Развернуть
alligator_sasha
27 фев, 2013 14:18 (UTC)
Ощущение очень схожее с тем, что у автора: некторое разочарование и даже гадливость. Сцена повальной истерики и заламывания рук после ввода в войск в Чехословакию - просто без комментариев. Герои предстают недалекими, хоть и искренними людьми, которыми движут простые эмоции. Alas, на одних эмоциях далеко не уедешь. Почему танки в Прагу нельзя, а изменять напропалую жене - можно? Почему фигу в кармане власти можно, но и за ее счет прокатиться в Японию (США, Аргентину и т.д.) - тоже можно? Либо не бери из руки, либо не кусай дающую.
В общем, очень похожая история на то, что сейчас видно в либеральной части общества: близорукость, потакание своим эмоциям и, чего греха таить, похоти...
Кстати, показательно поведение Бродоского, о котором в книге совсем вскользь: уж у него, в отличие от Аксенова, были все основания ненавидить власть, да и страну. Все-таки в 22 года угодить в тюрьму по (признаем это) надуманному поводу - это не руку пожать Хрущеву после легкой взбучки. Но даже он после всего этого никогда бы сам не уехал из страны, оставаясь сильно над схваткой: дайте мне возможность писать на родном языке и оставьте в покое. Такого мужества ни у кого (кроме, может, РР) в романе не наблюдается.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 63 комментария — Порадовать комментарием )

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow