uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Марина и Сергей Дяченко.Vita Nostra.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Я очень рада, что не читала в свое время произведения Марины и Сергея Дяченко. Пропустила их, только самую их первую повесть читала, до сих пор ее помню, хотя она мне и не понравилась. Зато теперь я с удовольствием читаю, все, что они написали, а всего у них 20 романов, еще повести, рассказы… Это именно та советская фантастика, которую я когда–то полюбила. Я думала, ее уже больше не пишут, но ошиблась. По-моему, главное в фантастике – это оригинальный поворот сюжета, основанный на фантастическом допущении, которой может быть и научная гипотеза. Кроме того, фантастика предполагает напряженное действие – там не может быть много лирических отступлений, размышлений. Но если говорить о советской фантастике, то она еще несла обязательный позитивный заряд, имела некоторый морализаторский аспект. Очень часто в нашей фантастике главным героем был подросток. Все это есть в романах Дяченко.

«Vita Nostra» - это роман воспитания, роман о взрослении под руководством умных наставников, кроме того, там есть знакомые многим реалии учебы в вузе, проживании в студенческом общежитии. Старшеклассница Александра Самохина едет летом с мамой к морю, где ее начинает преследовать странный человек Фарит Коженников. Он говорит, что Саша должна кое-что для него сделать, но он никогда не попросит ее сделать то, что она не сможет. Если же она не станет его слушаться, то с ее мамой случатся плохие вещи. А у Саши никого, кроме мамы, нет. Она с детства за нее боится. Очень скоро Саша убеждается, что загадочный Фарит не шутит: он действительно умеет управлять реальностью, например, зацикливать время, подстраивать несчастные случаи и болезни. Саша начинает выполнять поручения Коженникова. Задания Коженникова странные и бессмысленные: то надо было вставать в 5 утра и плыть до буйка и обратно, то бегать по дорожке в парке, а потом мочиться в кустиках. Но главное – соблюдать время и не пропускать. Два раза Саша просыпала, и каждый раз у мамы были неприятности. А между тем, жизнь у мамы стала налаживаться. Она встретила хорошего человека, вышла за него замуж. Саша видела, что мама счастлива. Девушка вообще была дисциплинированная, отличница, очень целеустремленная и обязательная. Она собралась поступать на филфак в университет, и вдруг Фарит ей сказал, что она будет учиться не там, а в Институте специальных технологий в городе Торпе. Где эта Торпа? Никто не слышал о таком городе. Какие специальные технологии? Саша попыталась спорить, но Кожеников показал ей, кто хозяин положения - пришлось смириться. Город Торпа, в самом деле, существовал, а в нем был Институт специальных технологий. Саше выделили место в общежитии. Условия обучения были такие: за каждый несданный зачет или экзамен наказывались родственники студентов, а отчисленный студент умирал. Экзамен по специальности был на 3-ем курсе. После него одни студенты исчезали навсегда, а остальных переводили учиться в другое место. Студенты первого курса отличались от второкурсников и третьекурсников. Если первокурсники были обычными ребятами, только много пили, потому что их загнали учиться в Торпу такими же угрозами, как и Сашу, то старшекурсники выглядели и вели себя странно. Они могли надолго задуматься и застыть, могли повторять одни и те же слова, у кого из них не хватало глаза, у кого руки, кто то слеп, то прозревал. Студенты изучали иностранные языки, историю, философию, занимались физкультурой и специальностью. По последней были индивидуальные занятия, изучение предмета заключалось в запоминании больших кусков абсолютно несвязного текста. Наказания осуществляли кураторы. У Саши куратором был Коженников. Она очень старалась, чтобы у мамы не было неприятностей, зубрила дурацкие тексты с утра до вечера. Постепенно она поняла, что главное в этом то, что по мере занятий она меняется, как личность, становится другой, что расширяется ее сознание. Ее стали хвалить, а у мамы родился сын. Таким образом, успехи дочери были связаны с появлением хороших изменений в жизни матери. На 2-ом курсе до Саши начало доходить, чем они занимаются. Она поняла, что существует внутри гипертекста, что все люди – не только люди, но еще и слова. На 3-ем курсе она узнала, что она – глагол в повелительном наклонении, парень с которым она одно время встречалась – глагол в сослагательном наклонении, кто-то признак предмета, кто-то – имя предмета. Преподаватели и куратор – сложные грамматические конструкции или правила, причем некоторые из них когда-то были людьми, а некоторые никогда не были. Она увидела, что ее тело может меняться. Одно время у нее появились крылья, и она могла летать, могла видеть каждой клеточкой кожи. И мир был не таким, как она привыкла - он мог быть любым. Но это не отменяло того, что она продолжала любить свою маму, бояться за нее, с кем-то дружить, с кем-то ссориться. Перед переводным экзаменом Фарит предложил ей вернуть все назад – сделать так, что ей опять будет 16 лет, и она никогда его не встретит. Да, но тогда мама не выйдет замуж, не родит ребенка, останется одинокой и бедной женщиной. Да и Саше уже самой хотелось творить новую реальность –ведь ее специализация - глагол в повелительном наклонении была очень редкой и очень важной. Понравилось ей, и летать, и видеть мир по-другому. Фарит объяснил ей, почему они так пугали студентов – они считали, что только страх создает по-настоящему сильную мотивацию для той учебы, которая была необходима. Вот с этим Саша не могла согласиться. Она не могла примириться с такими жестокими методами. А переводной экзамен заключался в том, чтобы полностью осознать себя словом и зазвучать. И она зазвучала: «Я отказываюсь бояться».

Честно говоря, основная фантастическая идея романа – люди-слова, мир – гипертекст – не прописана толком. Кто говорит с помощью людей-слов? Кто автор? Чем ученики Торпы отличаются от обычных людей? Но главное не в этом. Основной вопрос тут в том, до какой степени учеба должна быть принуждением, годится ли страх в качестве мотивации. Последнее можно отнести не только к учебе. Вроде бы, весь пафос авторов направлен на отрицание таких методов, но никакой альтернативы они не дают. Так не хорошо, а как можно?

Помимо этих мало разработанных проблем в романе много примет студенческой жизни, взаимоотношений с сокурсниками и преподавателями. Читать роман интересно.


Tags: Рецензии и критика: литература
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments