uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Утомленные солнцем-2. Большая рецензия о великом фильме о великой войне. Начало

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Сегодня посмотрела «Утомленные солнцем-2». Лучше, как говорится, один раз увидеть, чем прочитать 100 чужих постов об этом фильме. Кстати, к моему удивлению, я не обнаружила на сеансе толп утомленных Михалковым школьников, насильно пригнанным сюда учителями, выполняющими тайную директиву по обогащению режиссера. А в ТОПах на эту тему постов 10 – вот и верь после этого людям. Но народу было мало – человек пять, да и показывали фильм в самом маленьком и захудалом зальчике. Видимо, людям надоели фильмы про войну, а зря.

Скажу сразу – фильм не скучный, что не всегда можно сказать об эпопеях. И еще, это - первая часть очень большого фильма, а кое-кому половину работы лучше не показывать. Михалков рискнул.

Война и любовь – 2 основных сюжета искусства. О чем один из самых первых и великих- эпосов «Илиада»? О войне. Пьесы и романы, картины и фильмы... В чем-то они похожи. Если сказать о войне совсем кратко и обобщающее – то это «Апофеоз войны» Верещагина, если очень подробно – то «Война и мир». Очень хорошо о войне, по-моему, показано в «Расемоне» Куросавы: двое насмерть перепуганных мужчин в грязи тычут вдруг друга мечами, обоим умирать не хочется, и побеждать не хочется, и драться не хочется, но почему-то надо. А «Илиада»? В чем смысл борьбы троянцев и ахейцев? Елена? Да кому она нужна, кроме мужа и любовника? И на войну идти не хотели, и сбежать пытались, но все же пришлось воевать – союзнические обязательства. И герой из героев Ахилл не слишком стремился драться, пока не убили его любимого Патрокла. То есть воевать никто не хочет, война – грязное, ужасное дело, но воевать приходится, потому что нельзя допускать, чтобы кто-то нарушал правила (например, умыкал чужих жен), потому что кто-то пришел с войной к вам, так как считает, что вы нарушили правила, потому что надо мстить за своих, потому что того требует долг.

О Второй мировой войне и о Великой отечественной войне сняли очень много фильмов. Но точку ставить рано – ту же «Илиаду» до сих пор экранизируют. Почему бы и Михалкову не поставить свой фильм? Все же он у нас единственный на сегодня режиссер мирового класса. Мне кажется, что все, кто интересуется отечественным кино, должны этот фильм посмотреть.

Мне никогда не нравились особенно фильмы Михалкова (кроме, разве что, «Пяти вечеров»), но должна признать, что их ни с чем не спутаешь. В его фильмах слишком много равноправных сюжетных линий, плохо с единым внятным сюжетом, есть специальные комические герои, и, вообще, он считает, что трагикомические ситуации встречаются чаще, чем комические или трагические. Вот Платонов в дурацком белом летнем пальто, вихляя, бежит по склону к пруду топиться, а утопиться и не получается – пруд мелок. Но потом он сидит и его утешает его некрасивая, серенькая жена, и в ее глазах, столько любви, она так светится, что зритель не может не расчувствоваться. Его фильмы слишком длинны, из них так и хочется вырезать примерно треть кадров, но того, что остается хватит, чтобы долго помнить. Помните, как в «Пяти вечерах» Любшин сидит в двух шляпах, надетых одна на другую, и поет под гитару: «Пошлю дролечке письмо, и мы начнем все сызнова», а Гурченко говорит: «Какой это был бы ужас, если бы я вышла замуж за другого»? А Елена Соловей в «Рабе любви»? «Господа, вы звери! Господа! Вы звери!»

Михалков-актер, в отличие от Михалково-режиссера и Михалкова-общественного деятеля, никогда не стремился быть номером один. Он предпочитал роли второго плана, эпизоды, и был хорош в комедийных ролях. Это говорит о том, что ему присуща трезвая оценка своих возможностей, хотя, по-моему, он себя недооценивает как актера. Но так всегда бывает: люди не ценят те свои способности, ради которых им не приходится сильно напрягаться.

И вот Михалков подошел к своей вершине – эпохальному фильму о войне.
В нашем кинематографе сложилась определенная традиция таких картин. Я бы сказала, что они не склонны к пафосу. Показывают больше простых солдат или младших офицеров, показывают непарадные ситуации. Очень часто в этих фильмах вообще нет боев. «Баллада о солдате» - про отпуск, но это один из лучших фильмов о войне. Помните Урбанского в роли инвалида и его жену? Весь пафос мог быть в конце: кадры из «Офицеров» под финальную песню, документальные кадры в «Белорусском вокзале». Кто может смотреть их без слез? Где пафос в фильме «Они сражались за Родину», в фильме «В бой идут одни старики»?

В зарубежном кинематографе фильмы другие. Сейчас, например, популярен фильм «Бесславные ублюдки» Тарантино - фильм-сказка, фильм-цитата из всего мирового кинематографа. Михалков решил совместить традиции отечественных фильмов о войне, традицию собственных фильмов и новейших достижений зарубежного кинематографа.

Теперь расскажу, что из этого получилось. Разумеется, никакого следования реальности в фильме нет – это набор расхожих мифов о войне. Те, кто критикуют Михалкова за то, что у кого-то там лычки другого цвета, должны бы доказывать Тарантино, что Гитлер не сгорел в Париже при просмотре фильма о чудо-снайпере.

Комдив Котов сильно переменился. Он больше не мачо, он тертый зек. Не ходит с победоносным видом, не разглагольствует – больше сутулится, помалкивает. Видимо, ему раздробили кисть. Теперь у него протез, сделанный лагерными умельцами - это железная перчатка с выпускными ногтями-ножичками. Все горят, как у Фредди Крюгера. Зачем? А любит Михалков такие штучки. Зачем было механическое пианино?

Котов в бараке, и ему снится страшный сон про Сталина – будто он не выдержал и совершил непоправимое – сделал то, о чем мечтал, т.е. при людно унизил вождя, макнув его головой в фигурный торт с его же изображением. Небывалый сон оказался в руку: Котова из политических перевели в уголовники, и началась война. Зеков решают уничтожить, тут же налетают немецкие самолеты. Политических расстреляли, а Котов сбежал вместе с гротескным уголовником в изображении, естественно, Дюжева. Они сидят в лесу, где тихо и летает лохматый шмель, но тут же появляются вражеские самолеты и танки под огромными красными знаменами – такие зловещие и страшные. Котов с напарникам наблюдают неразбериху, на переправе через реку. Бегут бойцы, бросившие позиции. Их пытаются остановить. Одному останавливающему засунули в глотку приказ о наступлении, второго застрелили. Потом мост подорвали, много людей утонули, но танки, видимо, не прошли. Комический момент – смешной бухгалтер (А. Петренко в том же картузе, как он был в «12»), перевозящий деньги. Машину обстреляли сверху, деньги разлетелись, а он их пытается поймать, переписывает потери в книжечку, пока его не подстрелили.

Продолжение и окончание
http://uborshizzza.livejournal.com/891033.html
http://uborshizzza.livejournal.com/890728.html



Tags: Критика
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments